На скамье подсудимых Нюрнберга — Вильгельм Фрик. Профессиональный юрист, он еще в молодости пошел работать полицейским — их в Германии называют "быками". В начале 1920-х примкнул к Адольфу Гитлеру, лоббировал его переход из австрийского в немецкое гражданство. В Третьем рейхе — министр внутренних дел, автор дискриминационных законов и разрушитель национального права Германии.

Баварский полицейский

Вильгельм Фрик родился 12 марта 1877 года в коммуне Альзенц на юго-западе Германии в семье школьного учителя. В 1896 году поступил в Мюнхенский университет. Там он на протяжении семестра изучал филологию, но быстро охладел к этой специальности и заинтересовался юриспруденцией.

С середины 1900 года Фрик работал юристом-стажером в Кайзерслаутерне, а через три года после сдачи государственного экзамена был принят на государственную службу. С 1904 года он был государственным поверенным в окружном правительстве Верхней Баварии, а также прокурором в полицейском управлении в Мюнхене. В 1914 году он возглавил окружное управление Пирмазенса.

Вдова Вильгельма Фрика Маргарет в городской тюрьме Штанберга, куда она попала по приказу баварского министра денацификации Альфреда Лорица. Позже она предстала перед судом денацификации, как и вдова Германа Геринга.
© AP Photo, Hans Jaeger

Фрик не был годен к военной службе, поэтому в Первой мировой войне не участвовал. Вместо этого он получил повышение и был назначен в полицейское управление Мюнхена, где расследовал экономические преступления. Если верить письму Фрика к сестре, взаимодействие с евреями-ростовщиками укрепило его антисемитские настроения.

Вильгельм Фрик был дважды женат, произвел на свет пятерых детей.

В 1919 году Фрик был назначен уездным начальником политической полиции — на этой должности он симпатизировал правым экстремистам. В то время Вильгельм Фрик впервые встретился с Адольфом Гитлером и высказал поддержку его недавно созданной партии. В 1923 году он получил звание старшего судебного пристава и пост начальника службы безопасности Мюнхенской криминальной полиции, а в ноябре принял участие в гитлеровском "пивном путче". Во время массовых беспорядков 8-9 ноября Фрик находился в управлении полиции и следил, чтобы его руководство вовремя не предупредили о действиях нацистов.

Эти поступки не прошли незамеченными. В 1924 году Фрика приговорили к 15 месяцам тюремного заключения за "соучастие в государственной измене", но через пять месяцев выпустили на свободу. Увольнения с госслужбы удалось избежать: Дисциплинарный суд Баварии заключил, что у Фрика не было "предательских намерений". С 1926 по 1930 и с 1932 по 1933 годы он работал в баварском управлении земли по делам социального страхования. Гитлер упомянет Фрика в своей главной книге “Майн кампф”, а позже, в 1935 году, отметит его участие в "пивном путче" медалью "В память о 9 ноября 1923 года" (она же "Орден крови").

 

Тюрингский чистильщик

Выйдя из тюрьмы, Фрик выиграл выборы в рейхстаг 4 мая 1924 года по избирательному округу 24 (Верхняя Бавария-Швабия). 1 сентября 1925 года он стал членом НСДАП, а в 1928 году возглавил парламентскую фракцию нацистов, которая в то время состояла из двенадцати депутатов. Его выступления в рейхстаге отличались радикальным антисемитизмом и расизмом, а также оскорблениями в адрес оппонентов.

Ежегодная кампания по сбору "Зимней помощи" в Германии. Слева направо: министр пропаганды Йозеф Геббельс, Адольф Гитлер, генерал Вернер фон Фрич, рейхсминистр внутренних дел Вильгельм Фрик, глава нацистского Трудового фронта Роберт Лей
© AP Photo

Социал-демократический депутат Герхарт Зегер, показания которого оглашались на Нюрнбергском процессе, так описал свой разговор с Фриком в декабре 1932 года:

Когда я энергично возразил Фрику по поводу конкретного обсуждавшегося вопроса, он ответил: "Не волнуйтесь, когда мы придем к власти, мы всех вас, ребята, посадим в концентрационные лагеря".

23 января 1930 года Вильгельм Фрик стал министром внутренних дел и национального образования в земле Тюрингия — это был первый министр-нацист в Веймарской республике. От него исходили указания об увольнении учителей-коммунистов, сокращении должностей, которые занимали социал-демократы, и преимущественном найме национал-социалистов в полицию. Дошло до того, что 19 марта министр внутренних дел Германии Карл Северинг заблокировал государственные субсидии для тюрингской полиции, а 15 апреля правительство земли заверило, что национал-социалистов в полицию принимать не будут.

Вопреки воле профессуры Йенского университета Фрик провел назначение расового исследователя Ганса Гюнтера на кафедру социальной антропологии. Боролся министр и с произведениями искусства. 8 февраля 1930 года Фрик издал постановление, что роман Эриха Марии Ремарка "На западном фронте без перемен" больше нельзя изучать ни в одной школе Тюрингии. Одноименный фильм, вышедший на экраны в декабре того же года, запретила тюрингская киноинспекция. По указке Фрика потеряли работу многие учителя художественных школ, а в октябре 1930 года от модернистов и авангардистов "очистили" коллекцию Веймарского городского дворца — из экспозиции убрали работы Пауля Клее, Оскара Кокошки, Эмиля Нольде и Эрнста Барлаха.

Автор романа "На Западном фронте без перемен" Эрих Мария Ремарк в Нью-Йорке, 4 сентября 1939 года.
© AP Photo

Вся эта скандальная деятельность продлилась меньше полутора лет. 1 апреля 1931 года Фрику вынесли вотум недоверия, и ему пришлось покинуть тюрингское правительство. Однако он продолжал работать в рейхстаге и даже возглавлял там комитет по иностранным делам.

В 1932 году Фрик приложил значительные усилия для того, чтобы австриец Адольф Гитлер получил германское гражданство.

 

Берлинский цербер

30 января 1933 года президент Пауль фон Гинденбург назначил рейхсканцлером Гитлера. В его первый кабинет вошли два нациста — Герман Геринг и Вильгельм Фрик, ставший рейхсминистром внутренних дел.

Поначалу Фрик был очень влиятелен и сыграл большую роль в нацификации Германии. Американский помощник юриста Роберт Кемпнер даже назвал его “мозговым центром администрации, который разработал государственный механизм нацизма и подчинил деятельность этого механизма интересам агрессивной войны”.

"Он способствовал приходу к власти нацистских заговорщиков и укреплению их власти над Германией (...), — перечислял в Нюрнберге обвинения против Фрика американский ведущий юрист Сидни Олдерман, — Он участвовал в планировании и подготовке нацистскими заговорщиками агрессивных войн и войн, нарушающих международные договоры, соглашения и заверения (...); он санкционировал, руководил и принимал участие в военных преступлениях (...) и в преступлениях против человечности (...), включая особенно преступления против отдельных лиц и собственности на оккупированных территориях".

Адольф Гитлер, Рудольф Гесс, Герман Геринг, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Фрик во дворце спорта в Берлине 26 сентября 1938 года.
© AP Photo

Именно Фрик готовил декрет "О защите немецкого народа" от 4 февраля 1933 года и указ президента "О защите народа и государства" от 28 февраля, которые серьезно ограничили гражданские права немцев — в частности, свободу слова и собраний. Чтобы провести 23 марта через рейхстаг закон о чрезвычайных полномочиях правительства, Фрик предложил изменить регламент и обязать присутствовать на заседании парламента "депутатов, отсутствующих без уважительной причины". 31 марта был принят Временный закон о союзе земель с Рейхом, в соответствии с которым результаты общенациональных выборов автоматически, с вычетом голосов за коммунистов, экстраполировались на парламенты земель. 7 апреля появился Второй закон о союзе земель с Рейхом, по которому земли окончательно лишились самостоятельности — региональная власть перешла к назначенным Гитлером "имперским наместникам" (рейхсштатгальтерам). Всего в 1933-1934 годах Фрик подписал около 235 законов и декретов.

"31 января 1934 г. последние остатки независимости провинций и земель были уничтожены законом о реконструкции рейха, — рассказывал на Нюрнбергском процессе американский помощник юриста Фрэнк Уоллис. — Подсудимый Фрик, в то время министр внутренних дел, писал об этом законе о реконструкции Рейха следующее: "Закон о реконструкции уничтожил суверенные права и исполнительную власть местных самоуправлений и сделал рейх единственным носителем суверенных прав. Местная верховная власть больше не существует. Естественным результатом этого было подчинение местных властей правительству рейха, а местных министров — их соответствующим рейхсминистрам. 30 января 1934 г. Германский Рейх превратился в единое государство".

В качестве министра внутренних дел Фрик также отвечал за поддержку профессионального спорта, который использовался как инструмент нацистской пропаганды и доказательство превосходства "арийской расы". Под его руководством проходила подготовка спортсменов к XI летним Олимпийским играм в Берлине.

Медицинский институт в немецком Хадамаре
© AP Photo

Рейхсминистр приложил значительные усилия, чтобы расовая идеология в Третьем рейхе стала практикой. Уже 7 апреля 1933 года вступил в силу запрет работать на госслужбе для евреев и коммунистов — позже они лишились и других прав. 14 июля 1933 года был принят "Закон о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями", который предусматривал принудительную стерилизацию целых категорий граждан. Другой скандальный закон, об эвтаназии, так и не вступил в силу, но с ведома Фрика убийства инвалидов проводились без юридических оснований — в рамках так называемой программы "Т-4".

“Несколько раз в неделю в [городок] Хадамар прибывают автобусы, на которых привозят этих несчастных в большом количестве. Школьники, которые живут поблизости, уже знают эти автомашины и говорят: “Снова едет эта душегубка”, — цитировал Кемпнер письмо епископа города Лимбурга от 13 августа 1941 года, адресованное рейхсминистру юстиции. — После прибытия этих автомобилей граждане Хадамара видят дым, который поднимается из трубы крематория, и их мучает постоянная мысль о несчастных жертвах, и это усугубляется тем, что, при определенном направлении ветра, до них доносится ужасный смрад. В результате этого дети, когда ругаются между собой, говорят: “Ты сумасшедший, тебя пошлют в “хадамарскую пекарню””.

Те же лица, которые не хотят жениться или им не представляется для этого возможность, говорят: “Жениться? Никогда! Произвести на свет детей для того, чтобы их могли бросить в эту мясорубку!”. Можно услышать, как старики говорят: “Не посылайте меня в 368 государственную больницу. Когда покончат со слабоумными, придет черед других бесполезных едоков — стариков…”

 

Богемский "свадебный генерал"

Несмотря на активность, Фрик все время терял полномочия. Уже в марте 1933 года часть функций МВД отошла новому министерству народного просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом. В мае 1934 года сферу ответственности Фрика опять урезали — в пользу нового министерства науки, воспитания и народного образования. Одновременно Фрик стал министром внутренних дел Пруссии (в этом качестве он подчинялся исполняющему обязанности прусского премьера Герману Герингу). В 1935 году появилось министерство по делам церкви, а в 1936 году Гитлер назначил статс-секретарем министерства внутренних дел и шефом Немецкой полиции рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Тогда же вместе полицейских сил отдельных земель возникла единая общегерманская полиция, и Фрик потерял решающую власть в МВД.

Вильгельм Фрик в Будапеште, 5 июня 1939 года.
© AP Photo

В 1942 году он отпраздновал 65-летие, получив в подарок от Гитлера 250 тысяч рейхсмарок. А уже 20 августа 1943 года фюрер отправил министра внутренних дел в отставку, назначив на его место того же Гиммлера. Точная причина этого решения неизвестна. На Нюрнбергском процессе Фрик утверждал, что прямого доступа к Гитлеру у него не было уже в 1937 году. В любом случае, с 1940 года Гитлер практически не обсуждал с Фриком важные вопросы и неоднократно игнорировал его просьбы о встрече. Согласно записям Геббельса, в 1942 году фюрер отмечал, что Фрик не является в полной мере нацистом и “не успевает за ходом времени”.

Опалу Фрика можно объяснить в том числе реформой госаппарата, которую он продвигал. Фрик предлагал более четко распределить полномочия между министерствами и ведомствами, ликвидировав лишние органы и должности. Подобная инициатива не нравилась разросшейся номенклатуре Рейха. Но прежде всего она противоречила управленческому стилю Гитлера, который хотел сохранить аморфную структуру власти с конкуренцией между ведомствами и нечеткими обязанностями чиновников.

После отставки Фрик отправился в Прагу на должность имперского протектора Богемии и Моравии. Это была почетная ссылка: к тому времени фактическая власть в регионе уже принадлежала "государственному министру протектората Германии" Карлу Герману Франку. Фрик хотел даже отказаться от назначения, но в конце концов подчинился воле Гитлера.

Карикатура Бориса Ефимова "Надежные кадры защиты". Из семейного архива художника

"Фрик разделяет ответственность за тот тяжелый ущерб, который члены руководящего состава причинили понятию правового государства, потому что он стремился придать оттенок и видимость законности многим актам нацистского законодательства, которое нарушало все права человечности, имело целью уничтожить, унизить и обесчестить еврейское население Германии и население на оккупированных Германией территориях", — резюмировал на процессе американский старший юрист Роберт Стори.


Источники:

Gerhard Schulz: Frick, Wilhelm. In: Neue Deutsche Biographie (NDB)

Steffen Raßloff: Der „Mustergau“. Thüringen zur Zeit des Nationalsozialismus

Joachim Bergmann: Die innenpolitische Entwicklung Thüringens in der Zeit von 1918 bis 1932

Günter Neliba: Wilhelm Frick: Der Legalist des Unrechtsstaates. Eine politische Biographie

Hans-Günter Richardi: Hitler und seine Hintermänner: Neue Fakten zur Frühgeschichte der NSDAP

Erich Stockhorst: 5000 Köpfe. Wer war was im 3. Reich

Стенограмма Нюрнбергского процесса. Тома I-III / Перевод с английского и составление — Сергей Мирошниченко