Адмирал Эрих Редер возглавил военно-морские силы Германии еще до прихода Гитлера в к власти. Он не был идейным наци, но надеялся, что нацисты смогут возродить полноценный военный флот, которого страна лишилась по итогам Первой мировой войны. Так и случилось, однако до начала Второй мировой Германия не успела сравняться с Великобританией по числу кораблей. У адмирала остался один путь — в почетную отставку, а после поражения рейха — на скамью подсудимых за военные преступления.
Сын учителя и слуга императора
Эрих Йоханн Альберт Редер родился 24 апреля 1876 года в городке Вандсбек рядом с Гамбургом. Его отец был школьным учителем. В 19 лет Эрих начал служить кадетом в имперском флоте (Кайзерлихмарине). Сперва начальство не обратило внимания на невысокого, неспортивного и немного замкнутого юношу, но академические успехи заставили изменить к нему отношение. Через два года он был произведен в чин младшего лейтенанта и получил назначение на броненосец "Саксония". Там прослужил недолго и вскоре оказался на линейном корабле "Дойчланд" (флагмане брата императора Вильгельма II принца Генриха, который благоволил молодому офицеру).
В 1905 году Редер окончил военно-морскую академию в чине капитан-лейтенанта. Три месяца он находился в Российской империи и изучал русский язык — до этого овладел английским и французским. Затем служил штурманом на броненосце береговой обороны, а в 1906 году перешел в Управление информации ВМС, где заведовал зарубежной прессой, редактировал журнал "Marine-Rundschau" ("Морское обозрение") и ежегодник "Nautilus". Один отставной коллега Редера позже писал о нем: "Обладая ясным умом, он всегда прислушивался к чужой точке зрения. Редер более, чем кто-либо, подходил для работы с зарубежной прессой и давал вполне приемлемые ответы на многочисленные запросы из других стран".
В 1910 году монархист Редер получил должность штурмана на личной яхте кайзера Вильгельма II "Гогенцоллерн", чем всегда очень гордился. В следующем, 1911 году, ему присваивают звание корветтен-капитана (капитана 3-го ранга).
Во время Первой мировой войны Редер спланировал несколько операций по постановке мин и обстрелу берегов Великобритании. Участвовал и в морских сражениях: в бою у Доггер-банки 24 января 1915 года и Ютландском сражении 31 мая — 1 июня 1916 года. За боевые заслуги в ноябре 1914 года его наградили Железным крестом 2-й степени, а в феврале 1915 года — Железным крестом 1-й степени.
Карьера Редера стремительно пошла в гору: в 1917 году он становится начальником штаба командующего крейсерскими силами адмирала фон Хиппера, в январе 1918 года — командиром крейсера "Кельн", а в октябре 1918 года — начальником Центрального бюро командования ВМС.
От опалы до вершины
Проиграв войну, Германия по условиям Версальского мира лишилась права на подводный флот и была сильно ограничена в числе надводных кораблей. Неудивительно, что весной 1920 года Редер поддержал Капповский путч — мятеж консервативных военных против Веймарской республики. После провала путча строптивого начальника Центрального бюро командования военно-морских сил (теперь они назывались рейхсмарине) сняли с поста и сослали в архив ВМС.
Но и на этой "бумажной" работе Редер не терял времени. Он опубликовал несколько научных работ ("Крейсерская война в зарубежных водах", "Деятельность легких крейсеров "Эмден" и "Карлсруэ"", "Война на море"), став крупнейшим в стране специалистом по крейсерским операциям флота. В свободное время посещал философский факультет Берлинского университета и переводил на немецкий военно-морскую литературу, в том числе трилогию офицера Российского Императорского флота Владимира Семенова "Трагедия Цусимы". В научных изысканиях Редер пришел к выводу, что одной из причин поражения германского флота в Первой мировой войне стала его пассивность в Северном море. Кильский университет даже присудил Редеру степень почетного доктора.
В том же 1922 году Редер, начавший высказываться в либеральном духе, выходит из опалы, получает чин контр-адмирала и вскоре становится инспектором военно-морских учебных заведений. В октябре 1924 года его назначают командующим крейсерскими силами Северного моря, а в 1925 году производят в вице-адмиралы. С января того же года Редер командует Балтийским военно-морским районом.
В августе 1927 года в Германии произошел "скандал Ломана" — обнаружилось, что вопреки Версальскому договору страна тайно строит военные корабли. Руководство флота пришлось срочно менять. Так Редер оказался на вершине карьеры — 1 января 1928 года он стал начальником военно-морского командования. 1 октября 1928 года с согласия рейхстага его произвели в "полные" адмиралы. Как писал военный историк Чарлз Томас, "Редер не переставал заботиться о том, чтобы никто из его более одаренных подчиненных не смог посягнуть на его авторитет, и в течение всего времени, пока он возглавлял флот, критиковать командующего было смерти подобно".
Морской фюрер
В 1933 году адмирал Редер поддержал приход к власти нацистов, надеясь, что они смогут возродить германский военный флот и провести масштабное перевооружение кораблей (в нарушение Версальского мира такие действия предпринимались и раньше). "Захват нацистами власти в 1933 году был сигналом Редеру начать перевооружение с максимальной скоростью", — подчеркивал на Нюрнбергском процессе британский младший юрист Фредерик Элвин Джонс. Адмирал был сторонником концепции "сбалансированного флота", включавшего все виды кораблей, и смог убедить в ней Адольфа Гитлера
Однако к идеологии новой власти он поначалу относился настороженно: сопротивлялся нацистской пропаганде на флоте, стремился сохранить кастовость офицерского корпуса, настаивал, чтобы в рядах его подчиненных не было агентов гестапо. Благодаря его настойчивости германский флот, в отличие от армии, избежал крупных "чисток" и сохранил свой кадровый костяк.
По принципиальным вопросам Редер мог вступить в рискованный конфликт даже с Гитлером — этим адмирал отличался от начальника штаба Верховного командования вермахта Вильгельма Кейтеля, прозванного "Кивающим ослом". С другой стороны, Гитлер ценил Редера как влиятельного офицера и 30 января 1937 года, в годовщину прихода нацистов к власти, вручил ему золотой партийный знак НСДАП — им награждались лица, не состоявшие в партии, но имевшие заслуги перед ней. Позже адмирал утверждал, что уничтожил этот значок.
Редер сделал все, чтобы убедить Гитлера в необходимости мощного военного флота. 16 марта 1935 года фюрер заявил, что Германия денонсирует статьи Версальского договора, ограничивающие ее в вооружениях. Уже 21 мая рейхсмарине переименованы в Военно-морской флот (кригсмарине), главнокомандующим которым стал Редер. 18 июня Третий рейх и Великобритания (Францию от этих переговоров отодвинули) договорились о воссоздании полноценного германского военного флота. Правда, он ограничивался по водоизмещению: по надводным кораблям — до 35 % от британского флота (наравне с французским и итальянским), по подводным лодкам — 45 %. Тоннаж подводных лодок можно было увеличить до 100%, уведомив англичан.
Это означало, что Третий рейх мог развернуть масштабную кораблестроительную программу. 9 июля 1935 года о ней объявили официально. В 1938 году Германия заявила Великобритании, что намерена содержать подводный флот, равный английскому, а 28 апреля 1939 года денонсировала соглашение. Однако темпы строительства кораблей не вполне соответствовали завоевательным планам фюрера: в 1938 году Редер заявил Гитлеру, что, "если война начнется в течение двух лет, то флот к ней будет не готов".
"Ответственность Редера за политические решения нацистского государства продолжала неуклонно возрастать с 1933 по 1938 год, и с течением времени он стал членом всех основных политических совещательных органов, — подчеркивал Элвин Джонс. — Он действительно был членом узкого круга заговорщиков и должен разделять с другими заговорщиками ответственность за действия, которые привели к вторжению Германии в Польшу в 1939 году и к началу войны".
Антисемит или защитник евреев?
17 января 1939 года Редер представил фюреру план "Z" (от немецкого Ziel — цель). Документ содержал аргументацию усиления флота, рассчитывался до 1947 года и предоставлял кригсмарине абсолютные преимущества перед вермахтом и люфтваффе. 27 января Гитлер одобрил план, а 1 апреля Редер получил звание гросс-адмирала (аналог генерал-фельдмаршала для морских офицеров).
12 марта гросс-адмирал в присутствии Гитлера произнес речь, где рассыпался в похвалах фюреру и партии: "Национал-социализм, который берет свое начало от духа сражающегося германского солдата, был избран германским народом в качестве его идеологии. Германский народ следует символам своего возрождения с величайшей любовью и фанатической страстью". "Эта речь Редера является окончательным доказательством его глубокого и личного участия в нацистском заговоре", — утверждал Элвин Джонс.
Был в выступлении и антисемитский пассаж: "Это является основанием для ясной и беспощадной решимости сражаться против большевизма и международного еврейства, деятельность которых, направленную на разрушение нации, мы испытали на нашем собственном народе". Однако когда дело доходило до морских офицеров-евреев, Редер вставал на их защиту и делал все, чтобы избавить подчиненных от расовых преследований.
Той же весной 1939 года случился конфликт Редера с Гитлером, который сильно испортил их отношения. Главнокомандующий ВМФ, который был примерным семьянином и поборником строгих нравов, узнал, что личный адъютант Гитлера от кригсмарине фрегаттен-капитан Алвин Альбрехт женился на женщине с весьма сомнительной репутацией. Приехав в резиденцию фюрера, гросс-адмирал в резкой форме потребовал уволить Альбрехта, угрожая уйти в отставку. Гитлер отказал Редеру, но в ответ тот уволил оскандалившегося офицера с флота. Тогда фюрер принял Альбрехта на службу личным адъютантом — уже от национал-социалистического моторизованного корпуса. Довершило комедию то, что Грета Альбрехта ушла от мужа к любовнику.
"Он способствовал подготовке войны, указанной в пункте первом обвинительного заключения; он участвовал в политическом планировании и подготовке нацистскими заговорщиками агрессивных войн и войн, нарушающих международные договоры, соглашения и заверения, указанных в пунктах первом и втором обвинительного заключения, — отмечал американский ведущий юрист Сидни Олдерман, зачитывавший обвинительное заключение, — он осуществлял и принял на себя ответственность за выполнение планов нацистских заговорщиков по ведению агрессивных войн и войн, нарушающих международные договоры, соглашения и заверения, указанных в пунктах первом и втором обвинительного заключения; он санкционировал, руководил и принимал участие в военных преступлениях, указанных в пункте третьем обвинительного заключения, включая в особенности военные преступления, связанные с морской войной".
"Остается доблестно умирать"
В августе 1939 года Германия вступила в войну. Реализация плана "Z" только началась, поэтому гросс-адмирал написал в личном дневнике: "Нашему надводному флоту не остается ничего другого, как демонстрировать, что он может доблестно умирать".
Впрочем, требуемые от него приказы он отдал — велел заминировать британские территориальные воды и начать крейсерские операции в Атлантике, инициировал план оккупации Норвегии ("Weserübung-Nord") и активно руководил его реализацией. Элвин Джонс называл Редера наряду с руководителем внешнеполитического управления НСДАП Альфредом Розенбергом "самым активным участником заговора" по вторжению в Норвегию, так как Редер считал ее "важной со стратегической точки зрения". Гросс-адмирал также установил контакт с норвежским политиком Видкуном Квислингом и лоббировал его кандидатуру перед Гитлером. Впоследствии Квислинг возглавил коллаборационистское прогитлеровское правительство.
"Индивидуальная ответственность [Редера] особенно неоспорима за агрессивное и беспощадное нападение на Норвегию и Данию", — отмечал американский ведущий юрист Телфорд Тейлор. "Обвинение утверждает, что в течение всей своей карьеры Редер полностью пренебрегал любыми международными правилами или обычаями ведения войны, которые каким бы то ни было образом мешали его намерениям проводить в жизнь нацистскую программу захватов", — вторил Элвин Джонс. Последний также называл Редера "человеком, лишенным всяких принципов", ссылаясь на директиву топить без предупреждения суда нейтральной на тот момент Греции.
Однако преимущество надводного английского флота над немецким, не столь заметное в мирное время, сказалось во время военных действий. К июню 1940 года в действующем германском флоте оставались лишь один крейсер с 8-дюймовыми орудиями, два легких крейсера и четыре эсминца. Из-за этих потерь уже в октябре 1939 года пришлось отказаться от плана "Z". 10 октября Редер попросил увеличить производство подводных лодок с 2 до 29 в месяц, но ведавший производством вооружений Герман Геринг настоял, чтобы гросс-адмирал пользовался только собственными мощностями.
В мае 1941 года в первом боевом походе погиб линкор "Бисмарк" вместе с командующим. 31 декабря 1942 немецкий флот, пытаясь атаковать очередной арктический конвой, провел неудачный "новогодний бой". В ходе сражения столкнувшись с более слабыми силами британского флота немцы отступили, а тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" едва не был потерян. 6 января 1943 взбешенный неудачей Гитлер приказал Редеру расформировать надводный флот. В ответ гросс-адмирал потребовал отставки, и на сей раз просьбу удовлетворили.
30 января 1943 года Гитлер назначил главнокомандующим кригсмарине гросс-адмирала Карла Дёница — руководителя подводного флота, который был более успешен в войне, чем надводный. Редер получил почетную должность адмирала-инспектора, но никаких реальных прав и обязанностей у него не было.
В мае 1945 года Редер был взят в плен советскими войсками и отправлен в тюрьму в Лихтенберге, а затем вместе с женой — в Москву. Там его поселили на загородной даче и обращались скорее как с гостем, поэтому гросс-адмирал весьма удивился, когда оказался в Нюрнберге. Но не предать суду главного моряка Третьего рейха было невозможно.
Редакция проекта "Нюрнберг. Начало мира" благодарит военного обозревателя Илью Крамника за помощь в создании материала
Источники:
Олег Вишлев. Редер, Эрих // Большая российская энциклопедия
Константин Залесский. Вожди и военачальники Третьего рейха
Константин Залесский. НСДАП. Власть в Третьем рейхе
Андрей Гордиенко. Командиры Второй мировой войны
Сэмюэл Уильям Митчем-младший, Джин Мюллер. Командиры Третьего рейха