Роман Руденко пишет письмо Роберту Джексону с требованием немедленно освободить советских летчиков, арестованных в аэропорту Нюрнберга.

9 декабря члены советской делегации в Нюрнберге узнают о том, что американцы третий день держат в арестантской камере советских летчиков. 7 декабря 1945 года в аэропорту Нюрнберга сел самолет под управлением гвардии подполковника И.И. Денисова. Из-за отсутствия разрешения на посадку и прибытие раньше времени комендант аэропорта распорядился арестовать экипаж. Питаться пилотам предложено в столовой для немецких военнопленных.

Узнав об этом, глава советского обвинения Роман Руденко написал письмо американскому коллеге Роберту Джексону. Он просит указать на допущенные экипажем нарушения, чтобы советская сторона могла провести собственное расследование. Помимо этого Руденко требует немедленно освободить экипаж, “так как эти действия абсолютно несовместимы с достоинством и честью советских офицеров”.

Джексон использует свои связи и пилотов освобождают. 13 декабря он получит от командующего военной охраной Международного Военного Трибунала генерала Лероя Ватсона меморандум, адресованный также и советским представителям в Нюрнберге. Ватсон отмечает, что советские пилоты не раз нарушали порядок полетов над Нюрнбергом, и предупреждает, что в дальнейшем лично Ватсон или его отдел не будут оказывать содействия в решении подобных проблем.

Спустя несколько дней произойдет инцидент, уже по вине американских военных, который позволит Руденко отплатить Джексону за его услугу. Американский караул остановил советский грузовик, который должен был доставить в здание трибунала нацистские документы. Солдаты разграбили груз - сожгли документы, чтобы согреться. Роберт Джексон был крайне раздосадован выходкой своих соотечественников, которой сложно найти оправдание. “Сожженные бумаги не представляли особой важности” - скрепя сердце слукавил Роман Руденко.


Источник:

СССР и Нюрнбергский процесс: Неизвестные и малоизвестные страницы истории. М., 2012. С. 352-353, 358-359.