6 февраля 1946 года на заседании в честь закрытия Международного и Всепольского съезда бывших политзаключенных немецко-фашистских концлагерей разгорелась жаркая дискуссия относительно приговора нацистским преступникам, судимым на Нюрнбергском процессе. Советская делегация вынесла на обсуждение проект обращения к Международному военному Трибуналу, требующего высшей меры наказания для подсудимых:

“Во имя того, чтобы мир вновь не был ввергнут в кровавую бойню империалистической войны, мы требуем суровой кары для главных немецких военных преступников и всех фашистских исполнителей кровавых злодеяний. (...)

Смертная казнь является единственной мерой наказаний для немецко-фашистских преступников”.

Голландская делегация возразила предложению СССР. Чтобы высказать свою позицию, она пригласила профессора юридических наук Беннелена выступить на съезде. Он заявил, что подобные требования оказывают давление на Трибунал и являются “нарушением международного юридического права”. На это возглавляющий советскую делегацию Сиволобов ответил: “Данный съезд является не курсом юридических наук, а съездом тех политических заключенных, которые лично на себе испытали все ужасы фашистских застенков”.

Обращение подписали представители всех делегаций съезда, за исключением голландской. 

Всепольский съезд бывших политзаключенных гитлеровских тюрем и концлагерей был создан в 1946 году в результате объединения действовавших ранее местных ассоциаций и союзов бывших узников. Целью организации было оказание пострадавшим и членам их семей материальной и моральной помощи, участие в восстановлении страны. В ведении организации находились собственные дома отдыха, санатории и приюты. 

В 1949 году съезд объединится с другими польскими организациями аналогичного характера — будет образован Союз борцов за свободу и демократию, защищающий права ветеранов.


Источники:
Газета “Правда” № 34 (10116) от 9 февраля 1946 года
Польский национальный цифровой архив