8 марта 1946 года адвокат Германа Геринга Отто Штамер вызвал в качестве свидетеля Эрхарда Мильха — одного из руководителей германских военно-воздушных сил (люфтваффе), полуеврея, который достиг звания фельдмаршала. 

Мильх рассказал о создании люфтваффе и дружественных отношениях с западноевропейскими странами, затем перешел к событиям 1939 года. Он всячески подчеркивал, что начало Второй мировой и особенно нападение на Советский Союз были личной инициативой Гитлера, а военное руководство относилось к ней настороженно.

Особенно рьяно Мильх защищал Геринга. "У меня всегда было впечатление еще со времени захвата Рейнской области, что он опасался, что политика Гитлера приведет к войне. По моему мнению, он был против войны (...), — утверждал фельдмаршал, — Мое предложение попытаться поговорить с Гитлером еще раз рейхсмаршал назвал совершенно безнадежным".

По словам фельдмаршала, он никогда не слышал от Геринга о "крупномасштабном плане ведения обширной войны". Впрочем, об этом никто и не должен был слышать, так как все нападения, кроме "дела Польши", Гитлер планировал в секрете даже от генералов, пояснил свидетель.

Отверг он и причастность Геринга к медицинским экспериментам на узниках концлагерей: "Рейхсмаршал спросил меня, когда я рассказал ему об этих экспериментах: "Что это значит?". (…) Я сказал ему о том, что мы не хотим иметь к ним никакого отношения и мы отказались от этого. Он высказал точно такое же мнение, но я должен был быть очень аккуратным, чтобы не спровоцировать СД или неправильно с ней обойтись".

На все это главный американский обвинитель Роберт Джексон заметил, что свидетель "не имеет никаких сведений о предмете, не знает о приказах, которые приобщены в качестве доказательств", и поэтому не может судить о мотивах Геринга. "Я думаю, мы очень либеральны, допуская всякие подобные заявления, но мне не кажется, что это попадает в разряд подходящих показаний", — отметил Джексон.

В ходе перекрастного допроса американцы предъявили Мильху документы, опровергающие его показания (например, о том, что Геринг как глава люфтваффе не знал об использовании на военных заводов труда заключенных концлагерей). В конечном счете, несмотря на старания Мильха, обвинение сумеет использовать его показания против подсудимых.

Эрхард Мильх — уникальная фигура в нацистской верхушке. Во время Первой мировой войны он служил в авиации. После работал в компании Юнкерс, был одним из создателей Deutsche Lufthansa Aktiengesellschaft. Став главным исполнительным директором Lufthansa в 1928 году, Мильх немедленно начал политические инвестиции: ежемесячно он выплачивал крупные суммы лично Герингу, Гитлеру подарил самолет.

Когда нацисты пришли к власти, Геринг предложил Мильху пост министерского статс-секретаря, фактически заместителя рейхсминистра, решив по-своему вопрос о “расовой неполноценности” Мильха: “Я сам буду решать, кто тут еврей”. 

Работая на нацистов, Мильх обеспечил рекордное производство самолетов при их высоком качестве, организовал авиационную инфраструктуру, был компетентен во всех сопряженных областях. В 1940 году получил звание генерал-фельдмаршала. В 1942 он даже пытался заменить на министерском посту Геринга. Потолок карьерного роста обозначил Мильху рейхсляйтер Лей: “Уймись, Геринга тебе не спихнуть. Он хоть и дутая фигура, но блестит, как медный таз. А ты, дружище, уж извини, фигура не для фасада”. 

В июне 1944 года Мильх подал в отставку, а в мае 1945 был арестован англичанами, причем от военной полиции отбивался маршальским жезлом. Через год Мильх будет привлечен к за использование рабской рабочей силы. Его приговорят к пожизненному заключению, которое вскоре заменят сроком в 15 лет, Но в 1954 году выпустят на свободу.

Подсудимый Эрхард Мильх на встрече со своим братом и адвокатом Вернером Мильхом. Нюрнберг, 1947 г.
© Public Domain

Источник

Элмхерст Т. Подлинная история Люфтваффе / Пер. П. Смирнова. — М.: Яуза, 2006.