28 марта 1946 года замминистра внутренних дел СССР генерал-полковник Василий Чернышов направил письмо начальнику генштаба вооруженных сил СССР маршалу Александру Василевскому. Милицейское ведомство согласилось удовлетворить просьбу военных о передаче первой группы пленных японцев в количестве 2460 человек в распоряжение МВД “в связи с отсутствием в Приморском крае подготовленных помещений для приема и содержания этого количества военнопленных и в связи с невозможностью по условиям погоды в марте месяце везти этих военнопленных в тыл страны”.

После завершения войны с Японией в СССР оказалось более 600 тысяч пленных. Часть из них смогли вернуться домой, но 500 тысяч были оставлены на дальневосточной территории СССР. Численность пленных оказалась неожиданно велика, для их обустройства не были заранее заготовлены строительные материалы, топливо, продукты питания и т.п. Для лагерей использовались приспособленные помещения и даже палатки. Зимой 1945-46 годов многие пленные погибли от болезней и тяжелых условий. 

У МВД имелась лагерная инфраструктура по всему Советскому Союзу, включая Приморье, и больший, чем у воленных, опыт организации принудительного труда. Из переданных в МВД японских пленных были сформированы рабочие роты, дисциплину в них поддерживали японские же офицеры. Задачей таких подразделений стало строительство трудовых лагерей. 

Постановлением Государственного комитета обороны СССР от 23 августа 1945 года японские военнопленные направлялись на выполнение различных народнохозяйственных работ, в основном на Дальнем Востоке. Они работали на лесозаготовках, строительстве, в том числе Байкало-Амурской Магистрали (БАМ). Однако затраты на организацию лагерей для военнопленных делали экономический эффект от их труда небольшим. 

Уже в октябре 1946 года начнется массовая репатриация японских пленных на родину. Она завершится в апреле 1950 года. После этого в СССР останутся отбывать наказание только японцы, осужденные за военные преступления и находящиеся в местах лишения свободы.  

Источник:

Письмо заместителя министра внутренних дел СССР В.В. Чернышова в Министерство Вооруженных сил СССР о формировании трех отдельных рабочих рот, состоящих из японских военнопленных от 28 марта 1946 г. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации ЦАМО РФ. Ф. 67. Оп. 32174сс. Д. 223. Л. 162.