1 июня 1946 г. в Соединенном Королевстве начинается торговля пенициллином в обычных аптеках. Препарат, еще недавно слывший легендой, в США продавался с 15 марта 1945 г.

Свойство плесени Penicillium - P. Notatum подавлять размножение стафилококков обнаружил шотландец Александр Флеминг еще в 1928 г. Только в 1939 г. в микробиологической лаборатории Оксфордского университета английскому патологу и микробиологу Хауарду Флори и ученому русско-еврейского происхождения Эрнсту Борису Чейну удалось создать устойчивый препарат. Опасаясь утратить полученное вещество при бомбардировках, Флори и Чейн пропитали им одежду, и Чейн инструктировал сотрудников:

"Если я буду ранен, сначала спасайте пиджак".

2 июля 1941 года Флори доставил препарат в Нью-Йорк. Через 13 дней группа профессора Роберта Коухила в г. Пеория (Иллинойс) начала разработку технологии промышленного производства. В работе также приняли участие 40 институтов, частных и государственных фондов. Стоимость лечения сепсиса полученным препаратом снижалась с $200 до $6,5, гангрену полностью вылечивали без ампутаций. С высадкой в Нормандии в июне 1944 года медлили в том числе из-за недостатка запасов пенициллина. В марте 1944 было произведено 40 млрд единиц, а в декабре – 400 млрд. Патентовать лекарство создатели отказались.

Сэр Хауард Уолтер Флори, Нобелевский лауреат в области медицины. 1945
© Public Domain

В марте 1945 препарат стали продавать в американских аптеках в виде мазей, лосьонов и капель, ему приписывали свойства панацеи. Флеминг пошутил, что скоро появится губная помада с пенициллином:

"После поцелуя пенициллиновая помада избавит от всех нежелательных последствий, кроме брака".

В 1945 году Флемингу, Флори и Чейну за их работу была присуждена Нобелевская премия. 

Эрнст Борис Чейн, Нобелевский лауреат в области медицины. 1945
© Public Domain

Начавшаяся «холодная война» и политика прямой дискриминации в торговле с СССР спровоцирует серьезные препятствия в закупке нового лекарства. Правительство США, несмотря на предварительную договоренность советского Минторга с рядом американских фирм, запретит им продавать Советам что-либо, связанное с производством пенициллина. Английские фирмы, полностью зависимые от американских, также откажутся от продаж, связанных с пенициллином. И тогда профессор Чейн предложит продать советским ученым свой патент и предоставить данные по промышленному производству пенициллина. Цену сделки он выставит во много раз меньше, чем требовали англо-американские фирмы, - технологию СССР купит за 35 тысяч фунтов стерлингов в 1947 году. Кроме того, споры наиболее эффективного грибка Чейн лично и неофициально передаст советскому технологу Вилу Зейфману – тот вывезет их нелегально в кармане пиджака. Именно этот штамм послужит первоосновой производства в Союзе еще одного антибиотика – активного средства борьбы с туберкулезом. Зейфман наладит в Москве в 1948 г. опытный завод по производству лекарства, но в 1950 г. будет арестован по обвинению в "низкопоклонстве перед буржуазной наукой, преступной связи с английскими учеными, нанесении государству материального ущерба". Вскоре после его ареста коллегам Зейфмана за освоение производства кристаллического пенициллина будет присвоена Сталинская премия. 

Источник: The national British Science museum: pictures and illustration. 1999.