21 июня 1946 г. на заседании Нюрнбергского Международного Трибунала Альберт Шпеер дает показания о нацистском атомном проекте. По его словам, Германия была буквально в шаге от создания собственного ядерного оружия.
Впервые в мире расщепления атомного ядра осуществили именно в Германии в декабре 1938 г. физики Отто Ган и Фриц Штрассман. 24 апреля 1939 года профессор Пауль Хартек направил в высшие военные инстанции Германии письмо, в котором подтвердил возможность создания «нового вида высокоэффективного взрывчатого вещества» и заявил, что «та страна, которая первой сумеет практически овладеть достижениями ядерной физики, приобретет абсолютное превосходство над другими».
В июне 1939 г. физик Курт Дибнер организовал сооружение первой в Германии реакторной сборки на полигоне Куммерсдорф под Берлином. Немецкая программа столкнулась с рядом неудач – в 1941 г. не удалось запустить установку для разделения изотопов, на которую было потрачено около года. 23 июня 1942 года взорвался реактор – это была первая ядерная авария в истории.
4 июня 1942 г. имперский министр вооружения и боеприпасов Альберт Шпеер созвал совещание по ядерной проблеме. На нем ученые заявили, что результатов можно ждать не менее чем через 2 года и только при быстром выполнении их требований. Для проекта выделили деньги и материалы, утвердили минимальные сроки строительства бункера для атомного реактора в Берлине и т.д. Однако руководство Германии направляло средства в первую очередь на разработки, которые в скорейшие сроки помогали создать новые виды вооружений. На германские ядерные программы было затрачено в 200 раз меньше, и людей привлечено в полторы тысячи раз меньше, чем на проект «Манхэттен» в США. Вопрос, насколько близки были немецкие ученые к созданию ядерного оружия, до сих пор остается без ответа. Большинство ученых, работавших на немецком ядерном проекте, после войны были привлечены к аналогичным работам в США и СССР.
Источник: Всеволод Овчинников. Горячий пепел. Хроника тайной гонки за обладание атомным оружием. М. 1984