Когда летом 1945 года прокурор Украины Роман Руденко был назначен главным обвинителем от Советского Союза в Нюрнберге, ему было всего 38 лет. Он оказался самым молодым среди своих коллег из США, Великобритании и Франции. Он не был лордом, как британец Хартли Шоукросс. Не был профессором права, как Франсуа де Ментон, гособвинитель со стороны Франции. Не был, наконец, членом Верховного суда, как американец Роберт Джексон. Но он представлял страну, которая вынесла основную тяжесть борьбы с фашизмом и стала инициатором законного суда над главарями поверженного Третьего рейха, а также над их “крышей” - нацистской идеологией расового превосходства и военно-репрессивной машиной гитлеровской Германии.

Почему он?

Был еще один важный аргумент: Руденко возглавлял прокуратуру Украинской ССР, а Украина понесла в войне с Гитлером огромные потери.

За годы войны Руденко проявил себя как опытный обвинитель и прекрасный оратор. Он выиграл декабрьский процесс 1943 года в Харькове. На нем судили гитлеровских палачей по горячим следам их преступлений на Украине. Некоторые материалы дела потом попадут в Нюрнберг. 

В июне 1945 года главный военный прокурор СССР Николай Афанасьев назначил Романа Руденко своим помощником для открытого процесса над представителями Армии Крайовой. В период с 1944 по 1945 годы они убили и замучили до 500 красноармейцев, действуя исподтишка, в тылу Красной Армии. Суд проходил в Колонном зале Дома союзов в Москве, широко освещался в советских и зарубежных СМИ, транслировался по радио.

Руденко запомнился логичной и эмоциональной речью. Возможно, это его выступление учел Сталин, когда принимал решение, кто же будет представлять советскую сторону обвинения в Нюрнберге. 


Ватажок 

Роман Руденко родился в 1907 году в селе Носовка Черниговской губернии (по другой версии - в крошечной деревеньке в версте от Носовки) в дружной бедняцкой семье Андрея Руденко. Семье принадлежала лишь четверть десятины земли, поэтому отец с матерью с утра до ночи батрачили, но все равно дети жили впроголодь. Когда Столыпин призвал крестьян покорять Сибирь и пообещал выделить земли столько, сколько семья готова освоить, Руденко-старший хотел было рвануть в дальние края. Но не решился — слишком уж долгий путь для детей.

Роман был заводилой во всех играх, за что и получил прозвище "ватажок" - верховодил в ватаге ребят. Любил читать, но жизнь диктовала свои условия — высшее образование он получит не скоро. Окончив семилетку в Носовке в 1922 году, Роман стал пасти коров по найму, а в 1924 году поступил чернорабочим на Носовский сахарный завод, где быстро выдвинулся, став комсомольским активистом. 

Он умел публично выступать, умел формулировать мысли — ярко, образно, а главное, - доступно. Тогда среди комсомольцев были в моде политические суды, и тут Руденко нашел, где развернуться. Пока что это была только игра.

Нюрнбергский дворец правосудия. Главный обвинитель от СССР Роман Руденко (крайний слева) беседует с советскими журналистами. Фото Виктора Темина. ГА РФ/ Ф. 10140 Оп. №2 Д.157 Л.15
© Портал «Преступления нацистов в СССР»

В двадцать три года - прокурор

Еще школьные учителя говорили, что он далеко пойдет, отметил биограф Руденко историк и юрист Александр Звягинцев. Поэтому неудивительно, что карьера Романа Руденко складывалась стремительно — талантливого юношу быстро заметили. 

В 1925 году Руденко оставил сахарный завод - его избрали членом бюро Носовского райкома комсомола. Он занимается культурной и пропагандистской работой, публикуется в газетах, тренирует стиль и перо.

В 1926 году в возрасте 19 лет Руденко вступает в партию большевиков и до конца жизни придерживается партийной линии, "не участвуя ни в каких оппозициях", как напишет позже в краткой автобиографии

После Гражданской войны грамотной рабочей и крестьянской молодежи катастрофически не хватало. Во вновь образованной в 1922 советской прокуратуре ее не хватало тем более. В 1928 году Руденко направляют в город Нежин Черниговской области - инспектором окружного комитета рабоче-крестьянской инспекции. Там будущий обвинитель в Нюрнберге начинает бороться с нарушениями закона. В сентябре 1929 года областной комитет партии направил Руденко в Черниговскую окружную прокуратуру, где он получил должность старшего следователя. Еще через год, в октябре 1930, он стал районным прокурором в Николаевской области.

С этого момента профессиональное будущее 23-летнего Руденко окончательно определилось. Он уже возглавлял прокуратуру Сталинской (ныне Донецкой) области, когда в 1940 году стал студентом заочного отделения Харьковского юридического института. Но закончил только первый курс. Высшее образование Руденко получил экстерном - в Московской юридической школе Наркомата юстиции и на Высших юридических курсах при Всесоюзной правовой академии.

Во время войны, в феврале 1942-го, Руденко будет назначен исполняющим обязанности прокурора Украины - почти целиком оккупированной германскими войсками. Прокуратура работала с приграничных территорий. Когда наши войска начнут освобождение его родины, Руденко, в 1944 году избавившийся от приставки и.о., создаст и возглавит оперативные группы по поиску свидетельств злодеяний гитлеровцев. 

6 ноября 1943 года. Киев, подожженный уходящими немцами, еще светился заревом пожаров, а сотрудники группы Руденко в темноте, на лодке, гребя с помощью случайно найденной доски, переправлялись на правый берег Днепра

Они должны были вступить в город вместе с передовыми частями 1-го Украинского фронта — чтобы собрать неопровержимые улики зверств фашистов, некоторые из которых через два года станут доказательствами на Нюрнбергском процессе. 


От имени СССР и родных братьев

Роман Андреевич Руденко прослужит в должности Генерального прокурора СССР с 1953 года до самой смерти - до января 1981 года. Он станет патриархом советской прокуратуры, живой легендой отечественной юстиции. Обладателем шести орденов Ленина, звания Героя социалистического труда. Шаг к вершине карьеры был сделан в баварском городе Нюрнберге осенью далекого 1945-го.

На Нюрнбергском процессе государственный обвинитель от СССР Роман Руденко проявил свои лучшие профессиональные качества. Прежде всего, невероятную выдержку, убийственную логику, ум, настойчивость и последовательность. Украинский акцент, который он сохранил на всю жизнь, добавлял яркие краски в его речи. Его уважали коллеги и боялись подсудимые. Его имя узнал и запомнил весь мир.

Но мало кто знал, чего стоило Руденко его легендарное самообладание. 

Когда на экране зала Международного военного трибунала замелькали лица освобожденных американцами узников концлагеря Дахау, эти кадры касались Руденко напрямую.

Его брат Николай прошел через ад Дахау и чудом уцелел. Брат Иван погиб в боях за Краков

Но тогда об этом никто не знал. Главный советский обвинитель представлял на процессе интересы всех и каждого, кто пострадал в СССР от нацистов.

Роман Руденко с супругой Марией (на фото слева) в Нюрнберге. 1946 г. ЦА ФСБ РФ