8 декабря на поле военного аэродрома вблизи Осло совершил жесткую посадку самолет канадских ВВС. Из находившихся на борту 17 человек выжили лишь двое. Среди погибших оказался Ялмар Стеенструп — официальный представитель Норвегии на процессе. Через полтора месяца он должен был предстать перед трибуналом с показаниями об оккупации немцами Норвегии.

Норвегия была захвачена менее, чем за месяц. Под предлогом защиты от агрессии со стороны Великобритании и Франции германские войска в ночь с 8 на 9 апреля 1940 года высадились в Северной Скандинавии. 2 мая национальная армия сдалась, правительство вместе с королем Хокконом VII бежало в Англию. Немногие были довольны оккупантами, но и вступить в Сопротивление решились не все. Ялмар Стеенструп относился к тем, кто решился.

Стеенструп родился 11 октября 1890 года в семье протестантского священника. Работал в страховых компаниях, а также был политическим обозревателем и журналистом. Его главной темой стали лесные пожары. В конце концов Стеенструп инициировал создание национальной ассоциации по борьбе с лесными пожарами и сам стал ее директором. Еще в довоенной Норвегии многие услышали о “директоре Стеенструпе”. А когда нацисты заняли Норвегию, добрая слава защитника природы позволила Стеенструпу сыграть важную роль в Сопротивлении.  

Он пользовался своим официальным положением, чтобы регулярно путешествовать между Осло и Стокгольмом, где находилась дипломатическая миссия норвежского правительства в изгнании. Благодаря этому с осени 1940 года у норвежского подполья появился надежный канал для связи и передачи ресурсов

Кроме того, он способствовал бегству норвежцев в Англию через нейтральную Швецию. Стеенструп действовал под оперативным прозвищем Катон.

Однажды британские спецслужбы попросили его найти в среде норвежского подполья надежных людей с военным прошлым. Так при непосредственном участии Стеенструпа в мае 1941 года был создан “Милорг” — структура, работавшая уже “на профессиональном” уровне. В задачи “Милорга” входили разведка, саботаж и прочие опасные операции против нацистов. Стеенструп также стал членом организации.

В июле 1941 года Катон был раскрыт и арестован немецкими оккупационными властями. После тюрьмы Ялмара Стеенструпа отправили в норвежский концлагерь Грини, а в сентябре 1943 года — в Заксенхаузен в Германии. Подобно тому, как на свободе он ездил из Осло в Стокгольм, выполняя тайные поручения подпольщиков, в немецком концлагере он курсировал между заключенными в качестве лагерного почтмейстера - ряду категорий узников разрешалась переписка. Стеенструп собирал информацию о судьбах людей и о преступлениях нацистов. После освобождения лагеря в апреле 1945 года Стеенструп вернулся в Норвегию и начал сотрудничать с Министерством по социальным делам: он содействовал репатриации норвежцев, собирал и обрабатывал данные о преступлениях оккупантов в Норвегии.

С точки зрения правительственной комиссии, решавшей, кого делегировать в Нюрнберг, Ялмар Стеенструп — идеальный представитель Норвегии и идеальный свидетель. Он пользовался уважением в обществе, прошел через нацистскую репрессивную машину, участвовал в движении Сопротивления и был прекрасно информирован по темам обвинения, которые будет обсуждать трибунал. Он прибыл в Нюрнберг и включился в работу британских обвинителей.

После того как трибунал объявил, что суд уйдет на каникулы с 21 декабря по 1 января, Стеенструп, как и многие другие сотрудники трибунала, решил поехать домой к семье на рождественские праздники. Из Нюрнберга он добрался до Копенгагена, откуда должен был вылететь регулярным рейсом в Осло. Но рейс отменили из-за сложных погодных условий в районе Осло. Тогда официальному представителю Норвегии на Нюрнбергском трибунале предложили лететь на военно-транспортном самолете Douglas C-47 Dakota Канадских королевских воздушных сил. Самолет направлялся в Осло из Англии с промежуточной посадкой в Копенгагене. Стеенструп согласился и стал 13 пассажиром и вторым норвежцем на борту. Первым был молодой флотский офицер Инге Йохансен — он тоже возвращался домой после обучения в британской военно-морской школе.

Когда самолет достиг Осло, из-за ледяного дождя оба двигателя вышли из строя. В 11:04 утра 18 декабря самолет врезался в холм возле аэродрома. Среди 15 погибших оказался и “директор Стеенструп”.

Екатерина Чернецкая