Во второй половине дня 22 ноября американский обвинитель Фрэнк Уоллис описал “законные” шаги НСДАП во власть. Эти события были еще свежи в памяти аудитории зала № 600. Но обвинитель изложил их, обосновывая свои аргументы документами Гитлера и НСДАП, в том числе секретными протоколами.
После провала “пивного путча” в ноябре 1923 года в Мюнхене, когда Гитлер при помощи пулеметов и погромщиков-штурмовиков попытался совершить госпереворот, чтобы “пойти на Берлин” (этот этап своей истории германские нацисты с почтением именуют революцией, а погибших от полицейских пуль штурмовиков - мучениками), заговорщики отправились в тюрьму. Там Гитлер начал писать “Майн Кампф” и продумывать легальные способы проникновения во власть.
Из выступления Ганса Франка в печати:
Принцип фюрерства в управлении предполагает следующее. Всегда заменять решение большинства решением одной личности, чья юрисдикция точно определена и чья единственная ответственность — перед тем, кто над ним
С 1925 по 1930 годы нацисты приняли участие в 30 выборах в парламенты разного уровня. В 14 выборах они не получили ни одного места. На выборах в Рейхстаг 1927 года за партию проголосовало всего 4% избирателей - почти что статистическая погрешность.
Первый успех пришел к НСДАП в 1929 году на выборах ландтага Тюрингии (столица - Эрфурт). Им досталось 6 мест из 53, а будущий подсудимый Нюрнберга Вильгельм Фрик получил кресло министра внутренних дел Тюрингии. К тому времени он уже год был депутатом Рейхстага, куда избирался от другой партии. Дорвавшись до исполнительной власти, Фрик провернул бюрократическую операцию, в результате которой австриец Гитлер приобрел немецкое гражданство.
В глазах потомков Фрик не стал звездой Третьего рейха подобно Герингу или Гиммлеру, однако его заслуги, вернее сказать, вина - ничуть не меньше, чем у вышеупомянутых господ. Фрик 10 лет занимал должность министра внутренних дел Германии, именно он “заточил” свое силовое ведомство для нужд НСДАП и Гитлера. И все же он оказался недостаточно хорош для фюрера: в 1943 году тот назначил на его его место Гиммлера, а Фрика сослал в Прагу.
Победа в Тюрингии окрылила нацистов, они с удвоенной силой стали вербовать сторонников, натаскивать их на “врагов” и ужесточать конструкцию своей партии. Они были настолько агрессивны, что Веймарская республика не могла это игнорировать. Власти Пруссии призвали госслужащих - членов НСДАП выйти из партии и запретили им носить коричневые рубашки. То же самое - в земле Баден-Вюртемберг. В Баварии наложили запрет на любую “политическую” форму одежды.
Для партии Гитлера это были комариные укусы. На парламентских выборах 1930 года НСДАП взяла 107 мест в Рейхстаге из 577. Уже много, но не большинство и не конституционные две трети. А Гитлеру требовалось именно конституционное большинство - он понимал, что только конституционный переворот позволит ему запрыгнуть на самый верх.
Гитлеру нужны были новые выборы. Нацистская фракция последовательно срывала работу парламента криками, скандалами, буллингом, уличными акциями. Рейсхканцлер Брюннинг - альтруист и интеллектуал, с народным прозвищем “Бедный Генрих” - не мог тягаться с такой силой. Нацисты подогрели правительственный кризис, в премьерское кресло вместо демократа Брюннинга сел фон Папен - будущий фигурант Нюрнберга - и объявил новые выборы в Рейхстаг. На них НСДАП получила 230 мест из 608.
Опять мало. Новые скандалы нацистов, новый кризис (фон Папена, как и его предшественника, “ушли” в отставку) - и в том же 1932 году состоялись еще одни выборы, в результате которых партия Гитлера получила всего 196 мест. Потеряв сразу столько парламентских кресел, нацисты поняли, что рискуют вылететь с политической арены. Гитлер, видимо, осознал, что одними речами и маршами власть не получит. Вступив в сговор с Папеном, он предложил президенту республики генералу фон Гинденбургу сделку: Гитлера назначить рейхсканцлером, фон Папена - вице-канцлером. В Рейхстаге наступит спокойствие, партийцы Гитлера утихомирятся и окажут всяческую поддержку комбинации в верхах.
Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером Веймарской республики 30 января 1933 года.
Менее чем через два месяца, 24 марта, Рейхстаг принял написанный нацистами закон “О чрезвычайных полномочиях”, по которому вся власть, включая законодательную, передавалась рейхсканцлеру Гитлеру. В зале присутствовали вооруженные боевики СА и СС. Из 647 депутатов явились 535, остальные либо бойкотировали заседание, либо были арестованы, либо убиты. Этот закон завершил процесс конституционного переворота в Германии. Менее чем за два месяца в стране была уничтожена оппозиция, в том числе физически, свобода прессы, федеративное устройство. За этот ничтожный срок вся государственная машина была подчинена НСДАП. Нацистская партия была признана единственной политической партией в Германии.
Обвинитель Уоллис: “Гитлер имел все основания сказать меньше чем через пять месяцев после назначения канцлером (я цитирую): “Партия стала государством”.
Из Устава НСДАП:
В Германии могут существовать только организации, верные принципам фюрерства и национал-социалистическому пониманию государства и народа, являющиеся составной частью партии, сформированные партией, находящиеся под ее наблюдением и таковыми они должны остаться в будущем. Все остальные, желающие сохранить организационную самостоятельность, должны преследоваться как чуждые: они должны либо подчиниться, либо исчезнуть из общественной жизни
Прозвучали и свидетельские показания. Обвинитель Фрэнк Уоллис зачитал письменные показания Раймонда Гейста, который в то время был американским консулом в Берлине: “В 1933 году немедленно были созданы концентрационные лагеря, отданные в ведение гестапо. В концентрационных лагерях держали только политических заключенных (...) Когда нацистская партия выиграла “выборы” в марте 1933 года (5 марта в отсутствии почти уничтоженной нацистами оппозиции состоялись выборы, по итогам которых НСДАП снова не получила большинства - за нее проголосовало 43,9% - Автор), начался повсеместный разгул преследований коммунистов, евреев и других лиц. Толпы людей из СА появлялись на улицах, издеваясь, калеча и даже убивая людей.”
В то время поголовье штурмовиков СА составляло 600 тысяч человек, в их арсенале было стрелковое оружие, включая пулеметы. Через год их стало три миллиона - армия, численно превосходящая регулярную, скрепленная военной дисциплиной. И если рейхсвер подчинялся Гитлеру как премьер-министру, то у СА были свои вожди. Такую угрозу рейхсканцлер не мог игнорировать. Родился замысел: под предлогом предотвращения путча СА уничтожить это опасное войско. Дело было поручено собственной силовой структуре НСДАП - СС.
За день до открытия судебных слушаний в Нюрнберге подсудимый Фрик дал письменные показания о том, что происходило в “ночь длинных ножей” 30 июня 1934 года: “Множество людей были арестованы и около 100, возможно больше, казнены по обвинению в государственной измене. Они просто их убивали на месте. Много было убито, я не знаю сколько, но убивали даже тех, кто никакого отношения не имел к путчу. Это люди, которых просто не любили. Например, Шлейхер, бывший рейхсканцлер. Его жена тоже была убита. Затем Грегор Штрассер, который был (...) вторым в партии после Гитлера.”
2 августа того же года скончался 86-летний президент Гинденбург. Гитлер объявил о том, что - надо же такому случиться - буквально за день до смерти Гинденбург подписал закон, по которому в случае его смерти президентская власть переходит к рейхсканцлеру. 19 августа уже полностью принадлежащая нацистам Германия вышла на референдум по вопросу передачи президентской власти рейхсканцлеру. Получить 84% одобрения в условиях тоталитарного государства не было проблемой. Гитлер сам себя объявил фюрером. Он так и не выиграл ни одни выборы.
Источники:
Сергей Мирошниченко “Стенограмма Нюрнбергского процесса”, том I