"Нюрнберг. Начало мира", Ассамблея народов Евразии, историк и исследователь, президент фонда "Цифровая история" Егор Яковлев открывают документальный цикл "Геноцид. План рейха". Впервые на русском языке будут опубликованы документы Третьего рейха, которые неопровержимо доказывают: блокада Ленинграда, массовые казни на оккупированных территориях, истребление военнопленных, врачебные опыты по кастрации и стерилизации в концлагерях — не эксцессы военного времени, не проявление личной жестокости нацистов. Это была спланированная, продуманная деятельность по уничтожению советского этноса. Сегодня мы публикуем первый пакет документов, проливающих свет на истинные намерения Германии по отношению к гражданскому населению европейской части СССР: умертвить до 30 миллионов человек при помощи искусственно созданного голода и невыносимых условий жизни.

Рейхсмаршал Герман Геринг, фюрер Адольф Гитлер и фельдмаршал Вильгельм Кейтель изучают карту Восточного фронта. Июль 1941 г.
© AP Photo

Пятый пункт

Юридическое определение понятия "геноцид" дано в Конвенции ООН "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него". Конвенция была принята 9 декабря 1948 года под свежим впечатлением мирового сообщества от злодеяний нацистов, вступила в силу 12 января 1951 года. Согласно документу, геноцид – это "действия, совершенные с целью уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу" с помощью таких методов как:

— убийство членов этой группы;

— причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам этой группы;

— меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в этой группе;

— насильственная передача детей из одной группы в другую;

— предумышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение членов этой группы.

Хотя в действиях нацистов по отношению к советскому этносу просматриваются все пять признаков геноцида, особую важность представляет последний. Как показывают документы, накануне вторжения в СССР именно создание невыносимых жизненных условий для унтерменшей с Востока виделось верхушке Третьего рейха самым эффективным средством очищения "жизненного пространства".

Геринг: Умрут? И хорошо

23 мая 1941 года увидела свет аналитическая записка экономического штаба "Ост" — план тотального разграбления советских территорий в ходе нацистской оккупации*. Ее основным автором был статс-секретарь министерства сельского хозяйства и продовольствия Герберт Бакке. Это уроженец Батуми, считавшийся крупным специалистом по российскому аграрному хозяйству, предлагал полностью разорвать продовольственные цепочки между советскими черноземными регионами-донорами на юге страны и индустриальными регионами-потребителями в Центральной России. Все захваченное продовольствие и сырье, согласно Бакке, следовало немедленно перенаправить на снабжение вермахта и жителей Германии, которая из-за британской морской блокады находилась на пороге кризиса. Судьбу, которая в результате этих действий ожидала советское население, Бакке описывал с циничным хладнокровием. 

Многие десятки миллионов на этой территории станут излишними и умрут или должны будут перебраться в Сибирь. Попытки спасти население от голодной смерти поставками из плодородных областей могут осуществляться только за счет снабжения Европы. (...) Регулирование рынка и выделение продуктов для этого региона (т.е. Великороссии) исключены, потому что такое выделение означало бы, что у немецкой администрации есть какие-то обязательства перед населением. Подобные претензии заранее исключаются. (...) Последствием этого неизбежно станет вымирание как промышленности, так и большей части населения в прежних регионах-потребителях. Об этом нужно заявить совершенно определенно и четко."

По расчетам Бакке, после успешного для нацистов завершения войны зимой 1941-1942 годов на бывших территориях СССР голод убьет от 20 до 30 миллионов человек.

Все высшие лидеры рейха согласились с этим планом. Так, Генрих Гиммлер после разговора с Бакке, состоявшегося 10 июня 1941 года, выехал на совещание в замок Вевельсбург и там заявил высшим чинам СС, что целью похода на Восток является сокращения числа славян на 30 миллионов человек**. Рассказавший об этом участник встречи генерал Эрих фон дем Бах-Зелевский позже уточнял, что его начальник говорил не только о славянах, но и о евреях, и связывал их будущую гибель в том числе с продовольственными проблемами.

Еще более откровенным был глава экономического штаба "Ост" официальный преемник фюрера Герман Геринг. В ноябре 1941 года он прямо заявил министру иностранных дел Галеаццо Чиано:

Этой зимой в России умрут от 20 до 30 миллионов человек. Может быть, это и хорошо. Некоторые народы нужно сокращать."

О последствиях всеобъемлющего грабежа был прекрасно осведомлен и Альфред Розенберг, глава будущего министерства восточных территорий. 20 июня он внушал своим подчиненным: "Когда мы говорим о немецких требованиях на Востоке, мы в первую очередь говорим о пропитании для немецкого народа. В южных районах и на Северном Кавказе найдутся излишки, чтобы прокормить немцев. Но мы не видим нашего долга в том, чтобы поставлять продовольствие из этих изобильных районов русским. Мы знаем, что это жестокая необходимость, которая стоит выше всяких чувств. Без сомнения, потребуется огромная эвакуация, и русский народ ожидают тяжелые времена".

По сути, эта цитата — пересказ соответствующего места из документа от 23 мая; только откровенную фразу Бакке о вымирании миллионов Розенберг заменил туманными эвфемизмами "эвакуация" и "тяжелые времена".

Гитлер: Прореживать аборигенов

Одним из инструментов провоцирования голода должна была стать блокада крупных советских городов нечерноземной зоны. Занять такие мегаполисы означало бы для нацистов принять на себя ответственность за снабжение их жителей — с точки зрения гитлеровцев, малоценный в расовом и политическом отношении человеческий материал. Кормить их изначально не планировали. Поэтому немецкое командование отказывалось от штурма советских центров; оно намеревалось окружить их, разрушить с помощью артиллерии и авиации все системы городского жизнеобеспечения и обречь население на смерть от голода и холода. 

В сентябре 1941 года конференция управления военной экономики и вооружения вермахта под руководством Геринга констатировала: "По экономическим соображениям завоевание больших городов нежелательно. Их блокада предпочтительней". Сам фюрер более откровенно рассуждал перед своими сотрудниками: 

Аборигены? Мы перейдем к их прореживанию. (...) В русские города мы заходить не станем, они должны будут полностью вымереть. И нам совсем не нужно терзаться угрызениями совести. Не нужно вживаться в роль няньки, у нас вообще нет никаких обязательств перед этими людьми."

Эти планы, как минимум по отношению к Москве и Ленинграду, озвучивались в дипломатических и военных кругах еще летом. 24 июня 1941 года Геринг заявил финскому послу в Берлине Тойво Кивимяки, что "Ленинград, как и Москву, лучше уничтожить". То, что главари Рейха имели в виду уничтожение городов вместе с людьми, доказывает запись в дневнике начальника штаба вермахта Франца Гальдера от 8 июля:

Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы будем вынуждены кормить в течение зимы."

***

Приведенные документы впервые публикуются на русском языке (за исключением документа 4, который цитировался в публицистической книге Л.Б. Черной. "Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии, однако в переводе с существенными неточностями).  Они расширяют наши представления о планах уничтожения голодом, созревших в нацистском Берлине.

Первый в нашей подборке документ показывает, что гитлеровцы всерьез ожидали актов отчаяния со стороны истощенного населения и готовились подавлять голодные бунты в том числе с помощью танков. Остальные документы демонстрируют, что наряду с блокадой Ленинграда, планировалась блокада Москвы, а также других крупных городов на пути группы армий "Центр". 12 сентября Гитлер отдал приказ ни в коем случае не принимать капитуляцию советской столицы, даже если она будет предложена. Уверенный в будущей победе, глава нацистов открыто говорил о своих планах.

Эти материалы подкрепляют тезис о наличии у гитлеровского руководства намерения уничтожить советский народ “полностью или частично”, в соответствии с каноническим определением геноцида.

 Источники

* Документ "Директивы по экономической политике" для Экономического штаба "Ост" группы "Сельское хозяйство" опубликован: International Military Tribunal. Trial of the Major War Criminals. Official text, English edition, Nuremberg 1947/49. Vol. XXXVI, 126-EC.

** Совещание рейхсфюрера СС Гиммлера с руководством СС в Вевельсбурге. Выдержки из показаний Эриха фон дем Бах-Зелевского на Нюрнбергском процессе (7 января 1946 г.). Опубликовано: Der Prozeß gegen die Hauptkriegsverbrecher vor dem Internationalen Militärgerichtshof Nürnberg 14. November 1945 – 1. Oktober 1946. Amtlicher Wortlaut in deutscher Sprache. Digitaltext bei Zeno.org.

Автор: Егор Яковлев

Перевод документов на русский язык: Ксения Чепикова