О преступлениях оккупантов в республиках Прибалтики и подробностях Рижского процесса рассказывает Юриюс Тракшялис, председатель ОО “Институт военного наследия” (Вильнюс, Литва)
Всего в 1945-1947 годах на территории Советского Союза прошли 17 открытых судебных процессов над военными преступниками, на которых был осужден 221 человек.
На территории Литовской ССР в 1944-1948 годах были пойманы и осуждены преступники, которым не удалось отступить с основной массой оккупационных воинских соединений. Среди них — начальник концлагеря для семей офицеров Красной Армии Элизабета Зеелинг, начальник лагеря в Шанчах Курт Бенск, инспектор фашистской газеты Хуберт Шиллер. В 1946 году в Вильнюсе к смертной казни был приговорен комендант безопасности Литовской области генерал-майор Эмиль Юст, которого поймали в Берлине. Часть уголовных дел в отношении военных преступников, совершавших злодеяния в Прибалтике, была передана в Московскую область, в Белоруссию и другие районы.
Подсудимые Рижского процесса, проходившего с 26 января по 2 февраля, были тесно и непосредственно связаны со многими из гитлеровских главарей, сидящих на скамье подсудимых в Нюрнберге, по этой причине ряд историков называют Рижский процесс “советским Нюрнбергом”.
Процесс был хорошо подготовлен в юридическом и фактологическом смысле. К этому обязывал Нюрнбергский процесс, в фарватере которого проходил Рижский. Советские следователи тщательно изучили материалы рейхскомиссариата “Остланд”, полное собрание которых гитлеровцы оставили в Риге. Об этой тщательности свидетельствуют, в частности, подробнейшие обзорные справки, подшитые к каждому тому, и массивы иных коллекций документов, касающихся территории “Остланд”. Все они вкупе со свидетельскими показаниями и сведениями Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков были привлечены к доказательной базе Рижского процесса.
Судебный процесс показал, какие орудия пыток применяли фашистские палачи к своим жертвам, как садистически глумились они над ни в чем неповинными детьми, женщинами, стариками.
Суд установил размеры материального ущерба, нанесенного за время немецкой оккупации. Генералы Еккельн, Руфф, Монтетон, Кюппер и другие обвиняемые говорили о “мертвых зонах”, которые создавали путем сожжения сотен населенных пунктов. Изобличенные доказательствами, они не могли умолчать и о вывозе промышленного оборудования, произведений искусств, ограблении церквей и монастырей, которые обвиняемые лично проводили в Прибалтике.
Наиболее страшные преступления были совершены обергруппенфюрером СС, генералом полиции Фридрихом Еккельном. Было доказано, что Еккельн стоял у истоков массового истребления евреев, цыган и советских военнопленных. Он изобрел собственный метод массового убийства, когда людей раздевали догола и живыми закапывали в могилах. Этот метод известен в истории как “Система Еккельна”.
По указанию Гиммлера и Кальтенбруннера Еккельн организовал убийство православного митрополита Сергия. В декабре 1944 года Еккельн отдал приказ о расстреле 160 мирных жителей в латвийском поселке Злекас. С марта 1945 года командовал войсками СС в районе Франкфурта. Взят в плен советскими войсками в Берлине 2 мая 1945 года.
Этот человек был организатором трех наиболее жестоких массовых убийств за всю историю Второй мировой войны: в Каменце-Подольском, Бабьем Яру (Киев) и Румбульском лесу (Латвия). В феврале-апреле 1943 года Еккельн руководил проведением карательной антипартизанской операции “Зимнее волшебство” на севере Белоруссии. В ходе операции латышские, литовские и украинские коллаборационисты расстреляли и сожгли несколько тысяч мирных жителей, более десяти тысяч были вывезены на работу в Германию.