Более 30 лет Мартин Борман считался одним из главных международных преступников, находящихся в розыске. Не имея достоверных свидетельств о его судьбе, Нюрнбергский трибунал рассматривал дело в отношении начальника партийной канцелярии НСДАП и личного секретаря фюрера заочно. В начале 2000-х ЦРУ обнародовало секретные документы, благодаря которым можно реконструировать историю поисков Бормана, но установить точную причину его гибели уже не удастся никогда.

Убийца-секретарь

Борман родился в 1900 году в семье почтальона. Получил образование в сельскохозяйственном училище и до начала политической карьеры был простым фермером. Еще в юности он вступил в отряды фрайкора – полувоенной добровольческой организации, продолжавшей милитаристскую традицию в Германии вопреки запрету Версальского договора. В 1924 году его судили за пособничество другу - Рудольфу Хёссу, будущему коменданту Освенцима, в убийстве учителя Вальтера Кадова. Борману удалось отделаться годом заключения. В 1925 году он вступил в НДСАП. 

Через четыре года Мартин нашел себе жену из числа дочерей элиты НДСАП: Герда Бух была дочерью председателя Высшего партийного суда. Крестными некоторых из их детей были чета Гесс, Гиммлер и сам Гитлер.

2 сентября 1929 года. Свадебный кортеж Мартина Бормана (на заднем сиденье справа) и его невесты Герды Бух. На переднем пассажирском месте Адольф Гитлер - один из свидетелей на свадьбе. Другим свидетелем был Рудольф Гесс.
© РИА Новости

Отношения между Мартином и Гердой вызывали, мягко говоря, недоумение. Когда все прознали про интрижку Бормана с немецкой актрисой Маней Беренс, Герда ничуть не смутилась. Наоборот, она всячески поддерживала мужа и давала ему советы. В письме от 21 января 1944 года Герда пишет: “Я сама люблю М., поэтому просто не могу сердиться на тебя; дети ее тоже очень любят. В любом случае она гораздо практичнее и хозяйственнее меня”.

Партийная карьера Бормана развивалась стремительно. Приверженность идеологии национал-социализма, исполнительность и коварство способствовали его продвижению в высшие эшелоны власти. В послужной список Бормана входят руководящие посты в Тюрингии, в штабе верховного командования СА, в фонде помощи нацистской партии. А также в штабе Рудольфа Гесса, которого после провальной миссии в Великобритании Борман сменил на посту руководителя партийной канцелярии.

Сентябрь 1940 года, период массированной бомбардировки Лондона. Слева начальник Штаба заместителя фюрера (высшее звено в структуре НСДАП до весны 1941 года) Мартин Борман, в центре Адольф Гитлер.
© РИА Новости

С мая 1941 года начинается усиление влияние Бормана внутри НДСАП. Мимо начальника канцелярии не проходил ни один акт – его подписью утверждались все законы и декреты рейха. Противник религии, он проводил жесткую политику в отношении богословских факультетов, церквей и синагог в Германии, требуя их ликвидации. Подобравшись к фюреру так близко, что в его ведении оказалась вся переписка Гитлера с первыми лицами, Борман плел интриги против неугодных. Так, к концу войны Геринг и Гиммлер потеряли доверие фюрера, а Борман стал его правой рукой.

7 февраля 1943 года, совещание гауляйтеров (партийных руководителей территорий) в польской Познани. Справа Адольф Гитлер, слева партийный босс и руководитель автотранспортной инфраструктуры Рейха Эрвин Краус (впоследствии осужден к тюремному сроку на одном из “малых” нюрнбергских процессов). В центре - начальник партийной канцелярии НСДАП, рейхсминистр по делам партии Мартин Борман.

Рейхсминистр вооружений Шпеер в мемуарах 1970 года “Третий рейх изнутри” пишет, что Борман “выделялся жестокостью и грубостью”, “был бескультурен”, “с подчиненными обращался как со стадом”. Причиной чему автор не без насмешки назвал сельскохозяйственное прошлое гитлеровского секретаря.

Как такому неотесанному субъекту удалось стать “наци №1”? В безотказности и исполнительности Борману не было равных. Он никогда не спорил. Всегда сопровождал начальника в служебных и личных поездках, за что его прозвали тенью Гитлера. При этом редко попадал в объективы фотокамер и в кадры кинохроники. Носил с собой блокнот, где фиксировал каждое пожелание фюрера даже во время обеда – ни единое слово не должно было быть упущено. Ближайший соратник Гитлера, он был свидетелем его с Евой Браун свадьбы в бункере Рейхсканцелярии, а затем того, как догорали их тела. Там же в бункере, перед своей смертью, Гитлер передал секретарю два завещания: одно – личное, другое – политическое, в которых назначил Мартина Бормана распорядителем своего личного имущества и фактически генеральным секретарем партии.

Начиная со 2 мая 1945 года след Бормана теряется.


Где-то между Альпами и Кордильерами

На суде в Нюрнберге дело Бормана рассматривали заочно. Доказательства его преступлений представлял обвинитель от США Уолтер Брудно. Почти полвека ЦРУ, имея разветвленную сеть агентуры в Европе и Латинской Америке, пыталось выйти на след преступника. В начале XXI века оно рассекретило пакет документов под названием Акт о раскрытии военных преступлений нацистов. В него вошли материалы, касающиеся личности рейхсляйтера Мартина Бормана, а также истории его поисков.

Информация о местоположении преступника поступала в ЦРУ (до 1949 года – УСС – Управление стратегических служб) почти ежегодно. Порой его “видели” в разных местах одновременно. И не удивительно: по описаниям внешность Бормана была довольно заурядной: низкий рост, крепкое телосложение, короткая стрижка, серые глаза, желтоватый цвет лица. Немногие люди знали “серого кардинала рейха” в лицо, в отличие, например, от Гитлера. Поэтому ЦРУ разослало фотографию Бормана по американским посольствам и представительствам правительственных организаций США в странах Европы и Южной Америки.

Ходили упорные слухи о том, что Бормана прячут в аргентинском посольстве в Риме. Они не подтвердились. В 1947 году мадридские информаторы сообщили: Борман в Аргентине, куда он приплыл на подводной лодке с личным завещанием Гитлера в руках. Годом позже от жителей долины Бонос в Эквадоре пришло известие о некой колонии немцев. Среди поселенцев был мужчина, который старательно скрывал лицо. По описаниям он напоминал Бормана. Тогда же инспектор Скотленд Ярда поделился с ЦРУ своими догадками: мол, Борман жив и скрывается в южном Тироле. Удачное место, заметил инспектор: местность гористая, трудно проходимая, с итальянскими полицейскими беглец легко договорится за мзду. В 1949 году Борман якобы перебрался в Испанию и живет в Каталонии, где изучает иностранные языки и пишет мемуары.

Чего только не приписывали Мартину Борману: и службу богу в качестве католического монаха, и службу советской разведке в должности консультанта по немецким вопросам. За его поимку власти Западной Германии даже объявили награду в размере 25 тысяч долларов. Однако все никак не находился счастливчик, который бы ее получил.

Январь 1966 года. Чтобы читатели могли узнать “самого разыскиваемого нациста в мире”, западногерманская пресса публикует изображения Мартина Бормана, каким он мог бы стать спустя двадцать лет после исчезновения.
© РИА Новости

Следили и за семьей Бормана. Подозрение вызвало то, что его жена Герда с девятью детьми сбежала в Южный Тироль: из Италии, равно как и из Южной Америки, поступало больше всего свидетельств. Герда устроилась воспитательницей в детском приюте и говорила, что о судьбе мужа ничего не знает.

Допрос брата Бормана Артура в декабре 1949 также не принес результатов: он не видел Мартина с 21 апреля 1945 года и считал давно погибшим. Тем не менее, Артур не стал отрицать, что в промежутке времени с 21 апреля по 1 мая Мартина могли вывезти в одну из вышеперечисленных стран.


В зубах правда есть

В 1972 году во время дорожных работ близ Центрального вокзала Берлина были обнаружены останки двух тел. В свое время полиция получала известия о том, что где-то в этом месте погибли Борман и личный врач Гитлера Людвиг Штумпфеггер. Но досконально эта версия не проверялась.

Свет на дело пролил норвежский зубной врач Рейдар Соггнаэс, профессор Калифорнийского университета и крупный специалист в области стоматологии и судебной медицины. Он снискал себе славу независимым исследованием снимков черепа и описаний зубных протезов фюрера, хранившихся в американских архивах. В 1972 году, в ходе сопоставления этих материалов, Соггнаэс пришел к выводу, что останки, найденные советским отрядом СМЕРШ в мае 1945 года, действительно принадлежали Гитлеру. Тем самым он поставил точку в дискуссии об их возможном подлоге. 

В случае с Борманом Соггнаэс также преследовал чисто профессиональный интерес. Результаты исследования останков подсудимого Бормана и медицинских записей его дантиста профессор представил на конгрессе Международной стоматологической федерации в 1974 году. Соггнаэс констатировал, что зубной мост, обнаруженный вместе с останками при раскопках у Берлинского вокзала, совпадает по описанию с мостом, который дантист Бормана ставил когда-то своему пациенту.  Протез подходил к нижней челюсти Бормана идеально. На челюсти были найдены следы капсулы с цианидом.

Подтвердить гипотезу удалось в 1998 году, когда стала доступна технология ДНК-анализа. Сын Мартина Бормана Адольф согласился дать свой ДНК-материал для экспертизы. Результаты оказались положительными. Мартин Борман погиб 2 мая 1945 года. Останки были кремированы и развеяны над Балтийским морем.


Ночной побег

Что же произошло 2 мая 1945 года? Свидетельские показания о гибели Бормана в день, когда Советская армия заняла Берлин, разнятся.

Оставшиеся в живых соратники Гитлера покидали бункер организованными группами. В состав третьей группы наряду с Борманом, Штумпфеггером, руководителем гитлерюгенда Артуром Аксманом и другими входил Эрих Кемпке, личный водитель фюрера. 3 июля 1946 года адвокат Бормана на Нюрнбергском трибунале Фридрих Бергольд допросил Кемпке. Тот показал, что видел Бормана последний раз в ночь с 1 на 2 мая 1945 года у моста Вайдендаммер близ вокзала Фридрихштрассе. Группа собиралась перейти пешком на другую сторону реки Шпрее. В сопровождении нескольких бронированных машин она двинулась в путь. Борман держался рукой за переднюю машину. Преодолев противотанковые заграждения, она подорвалась на советском снаряде. Кемпке потерял сознание и о том, что произошло дальше, он не знает. Бормана он больше не видел.

Что смутило суд в показаниях Кемпке? Во-первых, он находился всего в 3-4 метрах от Бормана, но не получил ни царапины. Во-вторых, его версия противоречила показаниям Аксмана. Лидер гитлерюгенда смог скрыться и несколько месяцев жил под чужим именем. В декабре 1945 года Аксмана обнаружила американская контрразведка. На допросе он показал, что вместе с Борманом и Штумпфеггером все-таки перебрался через Шпрее. Они шли в сторону вокзала вдоль железнодорожных путей. В какой-то момент Аксман отделился от Бормана и Штумпфеггера и двинулся в противоположном направлении. Вскоре он наткнулся на красноармейский патруль и повернул назад. На мосту на улице Инвалиденштрассе близ вокзала он увидел два тела. При лунном свете Аксман распознал лица Бормана и Штумпфеггера. В спешке он не стал их осматривать, чтобы выяснить причину смерти.

Из-за противоречивости показаний, отсутствия тела и других свидетелей гибели Бормана его поиски продолжались. Результаты раскопок 1972 года, исследования 1974 года и ДНК-анализа 1998 года дают основание предположить, что Борман погиб, раскусив ампулу с цианистым калием. О том, почему Борман вместе с Штумпфеггером совершили самоубийство, если это действительно так и было, остается только гадать. Возможно, встретив советский патруль, они получили ранения или поняли, что бежать больше некуда.

 

Источники:

Игоревский Л.А. Мартин Борман: Письма 

Документы Акта о раскрытии военных преступлений нацистов / Коллекция Центрального разведывательного управления США. Борман, Мартин, Т.1, Т.2 

Павленко П. П. “Мартин Борман: "серый кардинал" Третьего рейха”

Рохус Миш. “Я был телохранителем Гитлера”

Сергей Мирошниченко. Стенограмма Нюрнбергского процесса. Том IV, V

Альберт Шпеер. “Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. 1930-1945”