Вечернее заседание 30 января 1946 года началось с заявления председателя суда Джеффри Лоуренса по поводу письма, полученного Трибуналом от подсудимого Рудольфа Гесса в тот же день. В письме обвиняемый просит разрешить ему представлять свои интересы самостоятельно, поскольку он остался не удовлетворен услугами защитника. 

По этому поводу суд принял следующее решение, озвученное Лоуренсом: “Выбрав в соответствии со статьей 16 Устава защитника для представления интересов, подсудимый Гесс не вправе на данной стадии процесса отказаться от услуг представителя и защищаться лично. Данный вопрос имеет значение и для Трибунала, и для подсудимого, и, по мнению Трибунала, интересам подсудимого не отвечает то, чтобы его никто не представлял. Таким образом, Трибунал назначил доктора Штамера представлять подсудимого Гесса”. У Отто Штамера уже был клиент — главный подсудимый Нюрнбергского процесса Герман Геринг.

До этого момента защитником Гесса в суде был адвокат Гюнтер фон Роршейдт. 23 января 1946 года Трибуналу стало известно о том, что фон Роршейдт попал в аварию и сломал колено. Однако состояние его здоровья не было единственной причиной, по которой Гесс мог отказаться от своего защитника. Фон Роршейду так и не удалось убедить Трибунал в невменяемости своего клиента и добиться закрытия или хотя бы отсрочки дела. В конце ноября 1945 года состояние подсудимого Гесса изучали четыре комиссии, и, основываясь на их заключениях, Трибунал вынес решение: Гесс дееспособен, оснований для отсрочки нет. После чего адвокат подал еще несколько ходатайств о повторном медицинском освидетельствовании, но Трибунал их неизменно отклонял. При этом Гесс утверждал, что он против попыток своего адвоката объявить его недееспособным.

Адвокат Альфред Зайдль выступает на Нюрнбергском процессе. National Archives and Records Administration, College Park. Public Domain

Ввиду сильной занятости доктора Штамера с 5 февраля 1946 года Гессу будет назначен другой адвокат — Альфред Зайдль, занимающийся подсудимым Гансом Франком. Благодаря стараниям нового защитника Рудольфа Гесса приговорят к пожизненному заключению, а не смертной казни.

Источник:
Сергей Мирошниченко “Стенограмма Нюрнбергского процесса”, том V