Генерал германской разведки Эрвин Лахузен свидетельствовал против обвиняемых, многие из которых прямо или косвенно виновны в массовом истреблении советских военнопленных. Все изложенные им факты подтверждают, что немцы умышленно нарушали требования Женевской конвенции об обращении с военнопленными, которую Германия ратифицировала в 1934 году.

Казни

Шестого июня 1941 года, то есть еще до нападения на СССР, ОКВ издало так называемый “Приказ о комиссарах”. В соответствии с ним, советских политических комиссаров следовало еще на поле боя опознавать по красной звезде с вытканными на ней золотом серпом и молотом. Во избежание их враждебного влияния на других пленных, комиссаров отделяли от остальных.

Эти комиссары не признаются в качестве солдат; на них не распространяется действующая для военнопленных международно-правовая защита. После проведенной сортировки их надлежит уничтожить.

Статья 2 Женевской конвенции воспрещает репрессии в отношении военнопленных. Лахузен: “Предусматривались две группы мероприятий, которые должны были быть осуществлены. Во-первых, умерщвление русских комиссаров и, во-вторых, умерщвление всех тех элементов среди русских военнопленных, которые должны были быть выявлены СД, то есть отравленных идеями большевизма (...) Насколько я помню, это должно было быть поручено айнзацкомандам СД, которые должны были проводить и отбор соответствующих лиц в лагерях и сборных пунктах для военнопленных; они также должны были проводить казни”

Статья 47 гласит, что проступки военнопленных “подлежат немедленному доказательству”, а значит, в отношении них предусмотрено судебное разбирательство.


Дискриминация

Лахузен: “Рейнеке (Герман Рейнеке - руководитель Службы по делам военнопленных - Автор) придерживался той точки зрения, что в лагерях с русскими военнопленными, само собой разумеется, не следует обращаться так, как с военнопленными других союзных стран. Должно существовать принципиальное различие в обращении с русскими военнопленными. Поэтому охранники в лагерях должны иметь хлысты и иметь право применять оружие при малейшей попытке к бегству или нежелательных действиях”

Статья 46 Женевской конвенции запрещает “всякие телесные наказания (...) и вообще какие бы то ни было проявления жестокости”


Невыносимые условия

Лахузен: “Огромные толпы военнопленных, оставались в зоне военных действий, где не было сделано ничего для обеспечения даже тем, что было предусмотрено для обеспечения военнопленных, то есть у них не было жилья, продовольственного снабжения, врачебной помощи и т. п. И ввиду такой скученности, недостатка пищи или полного отсутствия ее, оставаясь без врачебной помощи, валяясь большей частью на голом полу, большое число военнопленных погибло”.

Согласно Статье 7 конвенции взятые в плен должны быть эвакуированы из зоны военных действий в самые кратчайшие сроки.

Статья 10 регламентирует порядок размещения военнопленных “в строениях или бараках, представляющих всевозможные гарантии гигиены и здоровья”.

В Статье 11 говорится об обеспечении пленных пищевыми рационами, равными “по качеству пищи и ее количеству рационам войск, находящихся на казарменном положении”.

 

Источники:

“Приказ о комиссарах” верховного командования вермахта от 6 июня 1941 г.

Стенограмма Нюрнбергского процесса. Том I, VI / Пер. с англ. и составление — Сергей Мирошниченко