В Национальном архиве Республики Башкортостан обнаружили редкие документы времён Великой Отечественной войны — уникальные списки детей, которые обучались в Соловецкой школе боцманов и юнг, а позже были призваны на фронт. Сейчас записи перепроверяют башкирские поисковики, и, возможно, они помогут родственникам найти информацию о пропавших без вести бойцах.
Он не пропал без вести, остался верен долгу и героически погиб в Приэльбрусье: спустя десятки лет директор Национальной библиотеки имени Ахмет Заки-Валиди Юлдаш Ураксин узнал правду о своём предке. Помогли башкирские поисковики. Оказалось, что автоматчик Загит Яхин пал в ночном бою за село Кызбурун-1. Тогда солдаты отстояли "высоту 910", вот только данные о погибшем вписали ошибочные.
— В списках погибших в предгорьях Кавказа, в районе Эльбруса числится такой человек, как Яхин Зилат Ахинович, — говорит Юлдаш Ураксин. — Все остальные данные совпадают: дата рождения, место призыва. Только имя и отчество не совпадает. Причём такого человека, как Яхин Зилат Ахинович, не существует в природе.
Каждый год поисковые отряды из Башкортостана выезжают на Эльбрус. Там они проводят фестиваль международного уровня — «Заоблачный фронт». А сейчас волонтёры проверяют данные из нацархива США, где хранятся копии германских документов. В них упоминаются боевые действия в горах с советскими подразделениями — конкретно указаны локации и численность красноармейцев. Поэтому любой экспедиции и предшествует тщательная работа с архивами.
Затруднения в поисках часто могут быть связаны с путаницей в записях военных лет. Отличаются и имя, и фамилия, и отчество, поэтому в работе с архивами поисковики всегда учитывают, что данные могут частично не совпадать. А недавно выяснилось, что в годы Великой Отечественной войны сирот из Башкирии отправляли в Соловецкую школу юнг. В списке 158 фамилий. Часть — уроженцы республики, часть — эвакуированные из других городов. После двух лет обучения 17 и 18-летние подростки уже пополняли ряды ВМФ СССР. Некоторые погибли, многие отличились в боях и связали будущее с флотом.
— Допустим, Шерстнёв Клионик Александрович, июль 1927 года рождения, — рассказывает командир поискового отряда «Обелиск» из города Уфы Елена Вязовцева. — Был награждён медалью Ушакова в мае 44-ого года за оборону Севастополя. Он первым увидел караван противника, были потоплены три бронекатера и транспорт.
В работе поисковикам помогают сотрудники Национального архива республики — там хранятся более 4 миллионов документов. На многих из тех, которые связаны с военной тайной, стоял гриф секретности. В 90-х его начали постепенно снимать.
— Работает межведомственная комиссия, которая ведёт рассекречивание документов планомерно. И на сегодняшний день эта работа ещё не закончена, — поясняет главный специалист Национального архива Республики Башкортостан Тагир Исагулов.
Чем больше документов рассекречивается, тем больше работы с бумагами появляется у волонтёров-поисковиков. Так, выяснилось, что в Башкирии готовили подрывников, снайперов и радистов. Многих впоследствии считали пропавшими без вести. То же самое с комсомольскими и партийными призывами.
— Мы работу продолжаем, будут ещё новые фамилии, которые необходимо увековечить в Книгах Памяти. Поэтому мы обращаемся ко всем родным. У кого судьба неизвестна или чьи родственники не вошли в Книги Памяти. Обращайтесь к нам, — призывает депутат Государственной Думы РФ, председатель Совета общественного Фонда поисковых отрядов Республики Башкортостан Ильдар Бикбаев.
Сегодня в республике действует больше полусотни поисковых отрядов, которые стремятся увековечить память о героях, защищавших Родину от захватчиков.