США неоднократно после Второй мировой войны игнорировали просьбы СССР выдать советской стороне для суда японского военного преступника, бывшего начальника спецотряда 731 Квантунской армии Сиро Исии, под руководством которого разрабатывалось и испытывалось на людях бактериологическое оружие, предназначавшееся для применения Японией в ходе крупномасштабной войны, следует из рассекреченных документов из Архива внешней политики РФ.
В числе этих документов, с которыми ознакомилось РИА Новости, - докладная записка начальника договорно-правового отдела МИД СССР Сергея Голунского заместителю министра иностранных дел Валериану Зорину о целесообразности открытого судебного процесса над японскими военными, занимавшимся бактериологическим оружием.
"Основные японские военные преступники, участники подготовки бактериологической войны, бывший начальник отряда №731 генерал-лейтенант медицинской службы Исии Сиро и бывший начальник 4-го отдела того же отряда полковник Оота находятся в Японии. Когда генерал Деревянко на просьбу штаба Макартура к нам выдать двух японских генералов потребовал выдачи нам в порядке обмена Исии и Оота, то штаб Макартура уклонился от ответа", - писал Голунский в начале августа 1948 года.
Американский генерал Дуглас Макартур возглавлял созданный в декабре 1945 года Союзный Совет для Японии, располагавшийся в Токио. Генерал-лейтенант Кузьма Деревянко 2 сентября 1945 года от имени СССР подписал Акт о капитуляции Японии, а затем был представителем СССР в Союзном Совете.
Записка Голунского Зорину в числе других документов легла в основу решений советского руководства организовать открытый судебный процесс над японскими военными, занимавшимися разработкой, испытанием и применением средств бактериологической войны, и которых удалось арестовать советской стороне.
В ходе этого процесса, состоявшегося в конце 1949 года в Хабаровске, было неоспоримо доказано, что Исии стоял за организацией и выполнением японской программы по бактериологическому оружию, которую поддерживал император Японии Хирохито.
Сейчас также рассекречены тексты трех нот, в течение 1950 года направленных СССР в адрес США. В них советская сторона просила американцев выдать для нового суда главных японских военных преступников, руководивших разработкой, испытанием и применением бактериологического оружия, но которые с помощью США укрылись в Японии. В этом перечне был и Исии. Но Вашингтон проигнорировал все эти просьбы Москвы.
В начале 1930-х годов Исии, микробиолог по образованию, предложил руководству японского военного министерства создать собственное бактериологическое оружие, чтобы Япония, бедная природными ресурсами, могла уравнять шансы в войне с индустриально развитыми странами.
В 1932 году в районе Харбина начиналось строительство "Главной базы Управления по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии". Здесь же с 1933 года размещалась специальная тюрьма для "бревен" (так японские военные называли людей, предназначенных для опытов). В 1938 году район рядом с поселком Пинфань недалеко от Харбина объявили особой военной зоной Квантунской армии. На строительство закрытого военно-бактериологического комплекса ушло чуть более года, с 1941 года он стал называться отрядом №731. Исии был начальником отряда в 1936-1942 годах и с марта 1945 года до разгрома Японии, ознаменовавшего собой конец Второй мировой войны. С 1942 года по февраль 1945 года отрядом руководил генерал-майор Масадзи Китано.
Как следует из протоколов допросов бывших сотрудников отряда 731, Исии был фанатично предан идее создания эффективных средств ведения бактериологической войны, искал возможности повысить вирулентность (заразность) различных микробов и нарабатывать их в количествах, необходимых для ведения бактериологической войны. Исии изобрел специальную бомбу, которая бы, по его мнению, демонстрировала возможность максимально эффективного применения бактериологического оружия. Главная особенность этой бомбы заключалась в том, что у нее был керамический корпус, начиненный чумными блохами. Бомба взрывалась бы на высоте 50-100 метров над поверхностью земли, что обеспечивало максимально широкое заражение местности.
В отряде 731, как и в другом спецотряде 100, велись опыты по заражению людей бактериями чумы, сибирской язвы, холеры, тифа и другими микробами. Большинство зараженных умирали в страшных муках. Те, кто выздоравливал, подвергались повторным опытам и, в конце концов, тоже умерщвлялись. У живых людей вырезали внутренние органы, чтобы посмотреть, как инфекция распространяется по организму. Японские военные проводили и другие бесчеловечные эксперименты над людьми, неизбежно приводившие к их смерти.
По воспоминаниям сотрудников отряда 731, всего за время его существования в стенах лабораторий погибли около 3 тысяч человек, над которыми проводились жестокие опыты. По другим оценкам, число погибших достигает 10 тысяч человек. В качестве подопытных, в числе прочих, там использовались советские военнопленные из числа узников концлагеря "Хогоин", который относился к японским разведслужбам и находился недалеко от места расположения отряда 731.