Парк в центре Флоренции получил название в честь Ванды Латтес и Альберто (Аарона) Ниренштейна на торжественной церемонии в понедельник, 20 сентября, сообщает Jerusalem Post.

Эта еврейская пара противостояла нацистам во время Холокоста, а после войны стала центральной фигурой флорентийской интеллектуальной сцены.

Причудливый парк, расположенный недалеко от знаменитой церкви Санта-Кроче, включает в себя травянистую лужайку, игровую площадку и небольшой общественный центр для детей и пожилых людей.

Во время церемонии играли трубачи в старинной флорентийской одежде, а мэр и множество высокопоставленных лиц, коллег и членов семьи говорили о жизни этой пары, достойной того, чтобы о ней сняли кино.

Ванда Латтес родилась в еврейской семье во Флоренции в 1922 году. Она была исключена из школы в соответствии с расовыми законами фашистского государства. Латтес была связана с коммунистической молодежной группой, а после исключения из школы вступила в организацию сопротивления «Giustizia e Libertà» («Спрведливость и свобода») и оставалась активной партизанкой вплоть до ухода немцев в 1944 году.

Став связной, она доставляла необходимую партизанам информацию на велосипеде. К концу немецкой оккупации Латтес стала ответственной за подпольную сеть, занимавшуюся оказанием медицинской помощи раненым партизанам. Она также помогла своей семье найти убежище во время нацистских и фашистских преследований.

Альберто (Аарон) Ниренштейн родился в польском городке Баранув в 1916 году, а в 1936-м, будучи членом молодежной сионистской организации «Хашомер Хацаир», отправился в Палестину. Ниренштейн, вместе с двумя своими сестрами, принимал участие в создании кибуца Мишмар а-Шарон. Его отец, брат, мачеха и четыре сводные сестры были убиты нацистами в лагере смерти Собибор.

В годы войны Ниренштейн вступил в еврейскую бригаду британской армии. Бригада оказалась во Флоренции, и Ниренштейн отправился на поиски местных евреев. Будучи в то время коммунистом, он познакомился с Латтес, и они полюбили друг друга. После войны пара осталась во Флоренции, и у них родились три дочери: Фьямма, Сусанна и Симона.

Пара также сделала замечательную карьеру: она — как журналист, а он — как исследователь Холокоста.

Ванда стала одной из первых женщин-журналистов в Италии, наряду со знаменитой Орианой Фаллачи. Она увлеклась флорентийским искусством и культурой и стала известным писателем и редактором книг по культуре.

Альберто начал исследовать Холокост и в 1950 году отправился в Польшу в поисках материалов о Варшавском гетто. Сталинистский режим в Польше не позволил ему выехать из страны, и он застрял там на четыре года. Однако пара оставалась духовно единой и написала целую коллекцию писем.

После смерти Сталина в 1953 году Альберто наконец-то разрешили вернуться домой, и он привез с собой свои записи. Они были опубликованы в 1958 году и стали важным источником по изучению Холокоста. Альберто также работал итальянским корреспондентом израильской газеты «Аль-Хамишмар» под гебраизированным именем Аарон Нир.

Пара принимала в своем доме многих интеллектуалов, художников и деятелей культуры, некоторые из которых выступали на церемонии. Они также были убежденными сионистами, и их отношения с иудаизмом, сионизмом и частые визиты в Израиль были неотъемлемой частью их жизни. Две из трех дочерей супругов, Фьямма и Симона, в настоящее время проживают в Израиле.

Фьямма была депутатом итальянского парламента до совершения алии в 2013 году, а в 2015 году стала послом Израиля в Риме. В настоящее время она является старшим научным сотрудником Иерусалимского центра по связям с общественностью (JCPA) и ведет колонки для ряда итальянских и англоязычных новостных изданий. Одна из ее сестер, Сусанна, также является журналистом, а вторая, Симона, — психотерапевтом.

Альберто ушел из жизни в 2007 году, а Ванда — в 2018-м. Церемония стала данью уважения этой замечательной паре.

STMEGI